В добрый час!

Часы на железнодорожных вокзалах имеют особое значение: по ним прибывают и отправляются поезда. Часы регламентируют жизнь всех вокзальных посетителей: прибывающих, отъезжающих, встречающих и провожающих, а также железнодорожников, таксистов, носильщиков и др. Поэтому часы на вокзалах всюду: в кассовых залах, в залах ожидания, на платформах и перронах.

А фасады железнодорожных вокзалов украшают башенные часы, которые, как правило, являются и оригинальными архитектурными элементами, и уникальными часовыми механизмами. В новогоднюю ночь именно эти часы становятся главными «новогодними курантами» для всех, оказавшихся в этот час на привокзальных площадях российских городов.

В преддверии Нового года мы хотим рассказать вам об истории 12-ти башенных часов. Наблюдая за стрелками, завершающими старый год и начинающими новый, не опоздайте на посадку – поезд отправится строго по расписанию! Желаем вам приятных путешествий!

Главное здание ОАО РЖД (Москва).pngГЛАВНОЕ ЗДАНИЕ ОАО «РЖД» (Москва)

 

Ул. Новая Басманная, дом 2/1, строение 1 – знаменитый Дом-паровоз. Сейчас здесь располагается главный офис ОАО «Российские железные дороги», а в советское время его занимало Министерство путей сообщения.

Сходство с локомотивом дому придает девятиэтажная башня, напоминающая паровозную трубу. Она появилась в середине 1930-х, сам же дом был построен еще во второй половине XVIII века.

Часы «обнимают» угол башни с двух сторон и имеют два циферблата. Изначально циферблаты были с римскими цифрами, к 1950-м годам их сменили на арабские, в 2018 году в ходе реставрации здания циферблату снова вернули первоначальный дизайн.

Брянск.pngБРЯНСК

 

Здание вокзала станции Брянск-Орловский состоит из двух больших частей: старого здания (1952 год, архитектор В. Ф. Скаржинский, главный архитектор А.Н.Душкин) и нового здания (1981 год, архитектор Я. В. Шамрай), сильно отличающихся по стилю. Яркой деталью последнего стали эффектные фронтальные часы кассового зала, выполненные на Ереванском часовом заводе. Диаметр циферблата 2,5 метра. Часы дополняют сложные вертикальные металлические конструкции с изображением крыльев и флюгера-компаса наверху, имитирующие часы-маятник с путевыми инструментами.

Великий Новгород.pngВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

 

Вокзал, построенный в 1953 году, стал одним из первых крупных общественных зданий, возникших на руинах Великой отечественной войны. Прообразом формы входной арки с часами стали звонницы древнего Новгорода.

В изначальных вариантах проекта в арке-звоннице висел станционный колокол, но затем, в конце 60-х годов, его место заняли часы, а подлинный колокол был вмонтирован в фасад здания на первой платформе. Часы диметром 3 метра были механические, с внешним ажурным циферблатом в стиле «Роза ветров». В 2012 году часы были переведены на электронный механизм.

Витебский вокзал (СПБ).pngВИТЕБСКИЙ ВОКЗАЛ (Санкт-Петербург)

 

Часы, располагающиеся внутри здания вокзала, изготовлены заводом Вагнера (Carl Theodor Wagner) в Висбадене (Германия). Карл Вагнер и Генрих Грау разработали собственную систему, основанную на электромагнитном принципе (патент 1881 года). Часы вестибюля 1-2 класса являются «вторичными», циферблат и часовой механизм оригинальные, работают без сбоев с 1904 г. Часовая станция «первичные часы» до наших дней не сохранилась, менялась дважды, в советское время и в 2003 году при модернизации вокзала.

Волгоград.pngВОЛГОГРАД-1

 

До 1954 года часовую башню железнодорожного вокзала Волгоград-1 украшала фотография И. В. Сталина. Часовой механизм, сделанный на Пензенском заводе, был смонтирован лишь в 1959 году. Электромеханический часовой механизм состоит из четырех самостоятельных частей (четыре циферблата располагаются на четырех гранях башни). Диаметр каждого циферблата составляет 4 м, длина минутной стрелки – 2,5 м, часовой – 2 м.

image_2021_11_26T14_39_08_154Z-1.pngВОЛХОВСТРОЙ-1 (ВОЛХОВ, Ленинградская область)

 

Станция открылась в 1905 году и изначально называлась Званка. Современное название получила в 1934 году. Здание построено в 50-х годах ХХ века в стиле сталинского неоклассицизма и не уступает в масштабе столичным вокзалам. Здесь тоже есть красивая часовая башня со шпилем. Изначально часы были с боем – на колокольне еще сохранились крепления и ролики тяги колокола.

В результате реконструкции в 1998 году здание вокзала приобрело новый современный вид с введением в эксплуатацию четырех новых башенных часов. Диаметр циферблатов составляет 3,4 метра.

Казанский Вокзал (Москва).pngКАЗАНСКИЙ ВОКЗАЛ (Москва)

 

Уникальной красоты фасадные часы с боем диаметром 3 метра украшены великолепными бронзовыми знаками зодиака. Автор рисунков – архитектор вокзала А. В. Щусев. Изготовлены знаменитым мастером В. Пушкаревым. Ход пущен в 1923 году.

Разрывом фугасной бомбы в 1941 году был сброшен часовой колокол. Водрузили его обратно лишь в 70-х годах. Часы регулярно реставрируются и являются гордостью и украшением площади трех вокзалов.

image_2021_11_26T09_06_56_546Z.pngНОВОСИБИРСК (пригородный вокзал)

 

Фасадные часы расположены с двух сторон симметричной башни, напоминающей лондонский Биг-Бен. Часы изготовлены в Санкт-Петербурге специально к открытию нового здания пригородного вокзала в 2006 году.

Часы размещены на высоте 18 метров. Размер – 2,5 на 2,5 метра, вес 180 кг. Механизм часов самоустанавливающийся с раздельным приводом часовой и минутной стрелок, управление происходит от устройства радиокоррекции повышенной точности.

Часы корпусные, с открытыми фигурными стрелками и римскими цифрами, c внутренней неоновой подсветкой.
Башня с часами является архитектурной доминантой пригородного вокзала на станции Новосибирск-Главный и достопримечательностью площади Гарина-Михайловского.

Ростов-на-Дону.pngРОСТОВ-Главный

 

Часы на главном вокзале в Ростове-на-Дону были установлены в 2005 году. Произведены по специальному заказу в Германии, в диаметре составляют 6 метров. Длина часовой стрелки - 1,6 метра, минутной - 2,5 метра. Механизм весом 500 кг смонтирован на высоте 60 метров. Неоновая подсветка позволяет видеть время в любое время суток. Точность корректируется при помощи спутниковой связи. Каждый час на приемную антенну часов поступает сигнал. Время сверяет специальная программа.

Савеловский.pngСАВЕЛОВСКИЙ ВОКЗАЛ (Москва)

 

Савеловский вокзал — единственный в городе обслуживает только пригородные электрички. Инициатором строительства был Савва Мамонтов, председатель Правления Общества Московско-Ярославской железной дороги.

10 марта 1902 года Савеловский вокзал (до 1912 года - Бутырский) торжественно открыли. На фасаде изначально были скромные классические часы небольшого диаметра. В начале 90-х здание полностью реконструировано, достроен второй этаж. Новые часы диаметром 2 метра сделаны в современном, минималистичном стиле.

Сочи.pngСОЧИ

 

Здание вокзала занесено в Красную книгу ЮНЕСКО.

Оригинальные башенные часы созданы архитектором Алексеем Душкиным. Диаметр часов - 5 метров, высота башни - 55 метров. Автор был увлечен астрологией и, вероятно, зашифровал в изображениях тайное послание. Вместо цифр на циферблате - знаки зодиака, но там нет Водолея, Тельца и Скорпиона. Вместо них - Гончие Псы (образ вечных охранников), Лебедь (символ чистой любви и красоты) и Змееносец (неутомимый лекарь). При этом все знаки перемешаны, на своих местах только Лев, Весы, Дева.

Ярославль.pngЯРОСЛАВЛЬ-ГЛАВНЫЙ

 

Здание Ярославля-Главного, построенное в 1952 году архитектором В. Панченко в стиле сталинского ампира, сразу увенчали башенные часы, циферблат которых украшен знаками зодиака. Легкость линий, сочетание песочного и белого цветов делают композицию воздушной, празднично торжественной. Интересна задумка автора, продолжающая декор циферблата на стене башни.В 2003 году старый часовой механизм заменили на электронный. Размеры часов: диаметр 200 см, минутная стрелка 80 см, часовая стрелка 60 см.