Подразделение по сохранению исторического наследия Московского центра научно-технической информации и библиотек

Основная информация

Подразделение по сохранению исторического наследия Московского центра научно-технической информации и библиотек представлено 9 экспозициями, расположенными в разных регионах Московской железной дороги.

Историческая экспозиция Московской железной дороги

Экспозиция Подразделения открыта 5 августа 2011 года, занимает площадь 1800 м², располагается в здании с прилегающей территорией парка площадью 1,5 га. Центральными экспонатами являются паровоз серии У127 и багажный вагон № 1691, установленные в здании музея. Паровоз построен в 1910 году, является уникальным, единственным сохранившимся в России и мире паровозом этой серии с осевой формулой 2-3-0.

Более подробная информация размещена по данной ссылке.


Площадка натурных образцов на Рижском вокзале

Экспозиция открыта 31 июля 2004 года. Цель экспозиции – показать как можно больше разной уникальной техники в ее развитии и сберечь дух неповторимого мира железной дороги для будущих поколений. Каждый экспонат при этом является образцом инженерной мысли. Можно сказать, что здесь раритеты истории транспорта находятся на заслуженном отдыхе после реставрации, которая часто продолжается и силами работников музея, позволяя добиться максимальной исторической достоверности экспонатов.

Более подробная информация размещена по данной ссылке.


Депо «Подмосковная»

В рамках экспозиции можно совершить виртуальную поездку в старинном дилижансе по пути пассажиров начала 20 века от станции «Подмосковная» до Красной площади, информационно-игровая система позволяет узнать об истории телеграфа, самому набрать текст телеграммы, который будет переведен на язык азбуки Морзе, увидеть себя в интерактивном зеркале рядом с пассажирами давно минувших дней.

На территории исторической площадки установлена модель первого русского паровоза отца и сына Ефим Алексеевич и Мироон Ефиимович Черепановых.

Более подробная информация размещена по данной ссылке.


Экспозиция Московской окружной железной дороги

Экспозиция посвящена истории Московской Окружной железной дороге.Острая необходимость решения проблемы передачи грузов с примыкающих к Москве ветвей обусловило решение приступить к постройке Окружной железной дороги, которое было принято 7 ноября 1897г. Начальником работ назначили инженера П.И.Рашевского. Представленные экспонаты, рассказывают о необходимости сооружения Окружной дороги. В витринах размещены «Альбомы исполнительных типовых чертежей по строительству Московской Окружной железной дороги. 1903-1908 гг.«, а также подлинные предметы, обнаруженные во время реконструкции здания станции Пресня.

Более подробная информация размещена по данной ссылке.


Подразделение по сохранению исторического наследия Московского центра научно-технической информации и библиотек на станции Александров

Располагается по адресу: Владимирская область, г. Александров, Комсомольская пл., д.1, в здании пассажирского вокзала железнодорожной станции Александров

Экспозиция на станции Александров была создана в 2005году. В экспозиции рассказывается об этапах строительства железной дороги от Москвы до Архангельска, которая связала центр России с северными территориями страны и сыграла большую роль в их освоении и промышленном развитии.

Экспозиция размещается в помещении вокзала станции Александров, который был построен в 1890г. В 1995гг здание вокзала получило статус памятника архитектуры.

Более подробная информация размещена по данной ссылке.


Подразделение по сохранению исторического наследия Московского центра научно-технической информации и библиотек на станции Орел

Расположена по адресу: г. Орел, ул. Привокзальная, д.8. Временно не работает, в связи с подготовкой новой экспозиции. Год создания 1985.

Прежняя экспозиция истории железнодорожной станции Орел была образована в 1985 году и располагалась в здании Дворца культуры железнодорожников.

В фондах экспозиции собраны материалы по организации движения от Москвы до Курска, в котором Орел оказался центром маршрута.

Более подробная информация размещена по данной ссылке.


Историко-культурный комплекс «Козлова Засека» на станции Ясная Поляна

Открыт 9 сентября 2001 г.

Весь вокзальный комплекс и экспозиция, которая называется «Железная дорога Л.Н. Толстого», являются филиалом известного во всем мире музея-усадьбы Льва Николаевича Толстого Ясная Поляна.

Музейно-вокзальный комплекс «Козлова Засека» включает привокзальную территорию с железнодорожной платформой, вокзал, выставку «Железная дорога Льва Толстого», сувенирную лавку, автостоянку. Экскурсии проводятся по выставке «Железная дорога Льва Толстого» и по территории музейно-вокзального комплекса.

Более подробная информация размещена по данной ссылке.


Подразделение по сохранению исторического наследия Московского центра научно-технической информации и библиотек на станции Ряжск

Располагается по адресу: Рязанская область, г. Ряжск, ул. Вокзальная

д. 27, помещение бывшего ресторана в здании пассажирского вокзала железнодорожной станции Ряжск.

Год создания 2003

Посетителей приходящих сюда впервые, поражает великолепие самого помещения. Сохранились высокие потолки с белоснежной лепниной XIX века, люстра с хрустальными плафонами начала XX века, старинная мебель (буфет и зеркало). Оно и сейчас является достопримечательностью города Ряжска. У входа в экспозицию - старинный колокол, отлитый в 1900 г. Который оповещал о прибытии поездов, а во время войны подавал сигнал воздушной тревоги.

Более подробная информация размещена по данной ссылке.


Подразделение по сохранению исторического наследия Московского центра научно-технической информации и библиотек на станции Cкуратово

Располагается по адресу: Тульская область, Чернский район,( в здании пассажирского вокзала железнодорожной станции Скуратово)

Год создания 2003

Железнодорожная станция Скуратово расположена в Чернском районе Тульской области. История возникновения станции непосредственно связана со строительством в 1864г Южной железной дороги, впоследствии названной Московско-Курской.

Станция Скуратово относилась к категории станций 2-го класса. Здесь было расположено оборотное депо, дом отдыха паровозных, а позднее локомотивных бригад.

В 70-е годы XIX века деревянное здание вокзала было заменено на вновь построенное величественное каменное, прекрасно сохранившееся до наших дней. В это же время было построено здание земской больницы, также сохранившееся до наших дней. В 1889г открылась церковно-приходская школа для детей железнодорожников, ставшая первой ведомственной школой на Московско-Курской железной дороге. При станции были организованы оранжерея, сад и питомник, в котором выращивался материал для организации лесонасаждений вдоль железнодорожных путей.

В 2003г в одном из залов ожидания вокзала была открыта историческая экспозиция.

Более подробная информация размещена по данной ссылке.


Подразделение по сохранению исторического наследия Московского центра научно-технической информации и библиотек в городе Курске

Расположена по адресу: г. Курск, ул. Станционная, д.1, в отдельно стоящем здании на территории локомотивного депо Курск.

Год основания 1969.

История экспозиции создана в 1969 г., как музей революционной, боевой и трудовой славы локомотивного депо.

Станция Курск одна из старейших на Московской железной дороге, открыта 19 сентября 1868 г., когда была построена железная дорога от Москвы до Курска. В том же году было открыто и локомотивного депо.

Основателями экспозиции стали ветераны локомотивного депо Курск, которые принесли сюда первые экспонаты.

Более подробная информация размещена по данной ссылке.


Подразделение по сохранению исторического наследия Московского центра научно-технической информации и библиотек в локомотивном депо на станции Узловая

Располагается по адресу: Тульская область, г. Узловая, ул. Стрелковая д. 19, в здании конторы локомотивного депо Узловая

Год создания 1967 г.

Локомотивное депо Узловая ведет свою историю с оборотного паровозного депо станции Хрущево Ряжско-Вяземской железной дороги.

За прошедшие десятилетия сложилась богатая биография из тысяч судеб людей и сотен событий, произошедших на разных этапах становления и развития железнодорожного транспорта России.

Сегодня в экспозиции четыре зала. В которых отражены этапы развития не только депо, но и всего железнодорожного узла.

Более подробная информация размещена по данной ссылке.


Подразделение по сохранению исторического наследия на станции Жданка

На станции создана музейная экспозиция и открыт памятника Алексею Павловичу Бобринскому (1826 г. – 1894 г.) – графу, русскому государственному деятелю, генерал-лейтенанту (1872 г.), члену Государственного совета (1871 г.-1874 г.), крупному землевладельцу, правнуку Екатерины II, почетному гражданину г. Богородицка (родового имения Бобринских). Наиболее значимые годы в служебной карьере А.П. Бобринского связаны с Министерством путей сообщения (МПС).

Более подробная информация размещена по данной ссылке.


Музейная комната на станции Тарусская (п. Заокский Тульской области)

Открыта 12 сентября 2009 г.

Заокский район связан с именами художника Василия Поленова, командира крейсера "Варяг" контр-адмирала Всеволода Руднева, известного ученого и писателя Андрея Болотова, знаменитого скульптора Михаила Аникушина. Не случайно эти места стали культовыми для творческой интеллигенции Тулы и Москвы: художники и музыканты покупают дачи на берегу Оки, частенько приезжают в Заокский в течение года, а летом и вовсе здесь живут и работают постоянно. Кроме того, Заокский район – это курортная зона с большим числом санаториев, пансионатов и домов отдыха.

Более подробная информация размещена по данной ссылке.


Музейный комплекс на Московском вокзале станции Тула-1

Музей военной истории Тульского края проводит для горожан и гостей Тулы экскурсии по бронепоезду «Тульский рабочий», который установлен на вечную стоянку на Московском вокзале в оружейной столице.

В ходе экскурсии можно узнать о том, кто построил знаменитый образец военной техники, как формировался его экипаж, а также посмотреть кинохронику в вагоне-клубе, осмотреть вагон-пекарню, принять участие в военно-исторической игре в вагоне-штабе.

Более подробная информация размещена по данной ссылке.


Музейный комплекс на станции Ясногорск

В Ясногорске (Тульская обл.) 15 августа 2014 г. состоялось торжественное открытие после реконструкции железнодорожной станции Ясногорск и историко-культурного комплекса, посвященного истории села Лаптево (ныне город Ясногорск), станции и знаменитым людям, внесшим значимый вклад в дело развития города и железных дорог России.

Более подробная информация размещена по данной ссылке.


Экспозиция бронепоездов на станции Чернь

Открыта 5 мая 2010 г. Представляет собой единственный в России полноразмерный макет бронепоезда, прототипы которых защищали южные подступы к Москве в годы Великой Отечественной войны. В здании вокзала станции Чернь расположена экспозиция, посвященная событиям 1941-1942 гг., а также рассказывается о жизни уроженца этих мест, Председателя Госплана СССР в годы Великой Отечественной войны Николая Алексеевича Вознесенского.

В 1941 г. в паровозном депо при участии промышленных предприятий Тульской области был построен бронепоезд «Туляк». С боями он прошел героический путь от Тулы до Берлина. На станции Чернь в 1942–1943 гг. дислоцировались 4 дивизиона бронепоездов армий Брянского фронта. В их составе находились 8 бронепоездов. Это прославленные «Илья Муромец» и «Козьма Минин», «Челябинский железнодорожник» и «Южно-Уральский железнодорожник». «Коломенский рабочий» был построен в подмосковной Коломне, бронепоезда «Роза Люксембург» и «Народный мститель» построены в депо станции Люблино. В депо на станции Скуратово размещалась база бронепоездов.

Более подробная информация размещена по данной ссылке.

Контактная информация

Предприятие находится на территории Московской железной дороги

Адрес
113054, Россия, г. Москва, Кожевническая ул., д. 2

+7 (499) 623-39-78, +7 (499) 623-39-12

Фотогалерея