Красноярская детская железная дорога

История

  • Красноярская детская железная дорога – первая в России "малая" дорога.

    Своим рождением она обязана людям, которые мечтали работать на железной дороге – ученикам фабрично-заводского училища Красноярского паровозоремонтного завода. Своими руками, в свободное от работы и учебы время, они собрали модель действующего в те времена паровоза СУ, уменьшенную в двадцать пять раз.

    5 004

    В 1936 году в жизни Красноярска произошло знаменательное событие: во время первомайской демонстрации свой первый рейс по Сенной площади (ныне это сквер Сурикова) совершил "детский" поезд во главе с маленьким  паровозом.

    Тысячи горожан, собравшиеся на торжество, восприняли появление "игрушечного" поезда как чудо. Катавшиеся на нем ребятишки приходили в восторг. Но когда праздник закончился, встал вопрос – а что же делать с паровозом дальше? Он хоть и маленький, но вполне дееспособный. И главное – очень понравился городской детворе.

    Тогда и было решено построить в Центральном парке города постоянную колею, а в структуре Красноярской железной дороге появилось новое подразделение – Детская железная дорога.

    Шли трудные военные годы. В 1941 году одним из первых ушел на фронт первый начальник Детской дороги Петр Григорьевич Кругликов, уходили на фронт первые машинисты. На их места вставали новые юные железнодорожники, Детская дорога несмотря ни на что продолжала работу – везла в маленьких деревянных вагончиках радость ребятам, чьи отцы защищали Родину, у кого война забрала родных и близких. Любили кататься здесь и солдаты, находящиеся на лечении в Красноярске.

    5 1767

    В послевоенное время страна восстанавливалась от столь ужасного потрясения. Менялась и Красноярская детская железная дорога. В 1949 году должность начальника занял Виктор Тарлюк. Виктор Иосифович бессменно проработал на своем посту 53 года, а это – целая жизнь, в которую уложились и несколько тысяч "ЮЖиков", учившихся здесь дисциплине, ответственности, настоящей дружбе.

    В 1961 году маленький паровоз занял место на "вечной стоянке" перед вокзалом станции Первомайская, а ему на смену пришел мотовоз "Юность". В основу его силового агрегата был положен двигатель от автомобиля "Москвич-401". Но двигатель не помещался в узком кузове. Так малая красноярская "выросла" из узкоколейки – ширину колеи было решено увеличить до 508 мм. Одновременно заменили и вагоны. 

    50-е - 60-е годы_1

    Спустя пять лет мотовоз "Юность" был списан, его место занял мотовоз "Мечта 00-02", который 42 года курсировал на дороге вместе с мотовозом "Юбилейный".

    А в 2006 году, в честь своего 70-летия, Детская дорога получила подарок от Красноярской железной дороги. Теперь юные железнодорожники водят новые поезда по новому пути, а пассажиры ожидают поезд в современном, просторном и уютном здании нового вокзала станции Юбилейная.

    Очередной этап модернизации наступил на Детской железной дороге в 2008 году. Железнодорожный путь был закольцован. Теперь пассажиры могут проехать через всю территорию парка, в связи с чем возникла необходимость постройки дополнительного посадочного пункта. Так на Детской железной дороге появилась новая посадочная платформа "Мечта". 

    Локомотив_80-е годы2

    С этого момента жизнь на Детской дороге "закрутилась" по-новому: изменились направление и интенсивность движения поездов, увеличилось количество рабочих мест юных железнодорожников, введены новые должности, разработана новая схема дороги.

    Дорога расположена в центральном парке Красноярска, где всегда очень много людей, особенно в праздничные дни. Поэтому совместно с Красноярской дирекцией инфраструктуры было решено установить на пересечении железнодорожных путей и пешеходных дорожек оповестительную звуковую и световую сигнализацию, которая предупреждает прогуливающихся красноярцев о приближении поезда.

    20140907-ART_1355_lr

    В 2016 году дорога отметила свой 80-летний юбилей. Подарком для детской магистрали стал новый поезд "Сибирячок" - первый в истории ДЖД электролокомотив.

    Главная техническая особенность новинки – это два электродвигателя постоянного тока, работающих от мощных аккумуляторов. К тому же удобное управление, обтекаемый кузов. Электрическая тяга обеспечивает плавный разгон, бесшумность, экономичность и, что немало важно для города, экологичность.

    Интересные факты об истории дороги:

    Красноярская ДЖД – первая из ныне существующих в нашей стране детских дорог.

    На Красноярской ДЖД всегда эксплуатируется только самодельный подвижной состав. К примеру, в 1961 году в основу силового агрегата мотовоза "Юность" был положен двигатель от автомобиля "Москвич-401". Локомотивы, курсирующие здесь сегодня также являются эксклюзивным изделием мастеров локомотивного и вагонного депо станции Красноярск.

    Красноярская детская железная дорога – самая узкая из всех действующих "малых" дорог. В отличие от других ДЖД, где ширина колеи составляет 750 мм, на красноярской дороге она– 508 мм. А до 1961 года дорога была еще "миниатюрней" - всего 305 мм!

    Только на Красноярской детской железной дороге есть поворотный круг – устройство для разворота вагона или тепловоза или его перестановки на другой путь. Он изготовлен из башни крана путевой машины ПРЛ, с отдельным приводом и штурвалом. Разворот подвижной единицы производится вручную.

Музей

  • Детская железная дорога бережно хранит традиции, историю возникновения и развития, которая неотрывно связана с культурной жизнью города Красноярска.

    Детская железная дорога существует с 1936 года, и за это время у юных железнодорожников накопилось много материалов, документов, фотографий,  представляющих большой интерес для горожан, в связи с чем и возникла идея создания музея.

    Чтобы восстановить последовательность событий, ребятам приходилось делать запросы в архивы города, края, железной дороги, военкомата. Было собрано большое количество экспонатов, и в мае 2005 года открылся музей, а уже в октябре 2006 года  ему присвоено звание "Школьный музей" (свидетельство Министерства образования Российской Федерации № 11132). На сегодняшний день хранилище музея насчитывает более тысячи экспонатов.

    Музей стал местом встреч не только с ветеранами Красноярской железной дороги, но и с бывшими юными железнодорожниками, работавшими на Детской железной дороге, многие из которых стали основателями железнодорожных династий. Также здесь используются такие формы работы, как встречи со специалистами жд транспорта, поисковая работа, конкурс экскурсоводов, обмен опытом работы с другими музеями, участие в городских и краевых мероприятиях, различные конкурсы и викторины и т.д.

    Организаторами и ведущими этих мероприятий становятся сами воспитанники ДЖД. Также они самостоятельно проводят экскурсии в музее и на территории Детской железной дороги, а также выполняют роль консультантов при подготовке экскурсий, занимаются исследовательской работой и проектами, проводят выездные мероприятия в детских садах и школах.

    ДЖД Музей

    Экспозиции музея регулярно обновляются, например, прошли выставки на темы "Детская железная дорога в годы войны", "Начальники Детской железной дороги", "Наши выпускники". Но самое большое внимание посетителей привлекает новая мультимедийная экспозиция "Волшебный фонарь", заглянув в который посетители музея могут окунуться в историю Детской железной дороги.

    Несмотря на свой юный возраст, музей уже хорошо известен красноярцам. Также его посещают и жители края, гости из других городов России, туристы из Германии, Китая, Швеции, Америки и других стран.

    Сами ребята охотно посещают городские музеи, экскурсии по историческим местам, памятникам архитектуры. Ведь работа на железной дороге прививает любовь к своему краю и нашей малой родине – Красноярску.

    Кроме того, юные железнодорожники всегда активно участвуют в жизни города, защищая Детскую железную дорогу в мероприятиях городского, краевого и российского уровня.

Фотогалерея