Региональная инновационная площадка Куйбышевской железной дороги

Площадка сегодня

  • Обращение начальника Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Дмитриева Вячеслава Витальевича


    Площадка сегодня.png

    Возросшие темпы развития в стране ставят перед всеми участниками рынка задачи по выстраиванию эффективных партнёрских отношений, адаптированных под новые реалии. Скорость принятия решений, открытость компании к взаимодействию с внешней экосредой, не менее важны, чем фундаментальная наука и собственные разработки. ОАО «РЖД» как и многие крупные корпорации пошли по пути открытых инноваций, развивая собственную инновационную экосистему. С этой целью на итоговом за 2018 год заседании правления ОАО «РЖД» было принято решение создать 5 региональных инновационных площадок.

    Площадка Куйбышевской железной дороги уникальна: ее модель создавалась, исходя из анализа существующей инновационной эксореды субъектов Российской Федерации. И не случайно, что она создана, здесь в Самарской области! Она впитала в себя все основные элементы современной инфраструктуры:

    • креативное пространство для совместного творчества;
    • созданы условия для симбиоза технологий и разработки уникального инновационного продукта, соответствующего запросам Куйбышевской железной дороги (корпоративный коворкинг);
    • более 145 научно-производственных компаний в 10 субъектах РФ, обслуживаемых дорогой,
    • и конечно, инновационный потенциал Самарской области, благодаря которому сотрудничество и взаимодействие приносит реальные результаты в виде инновационных продуктов, адаптированных под железнодорожную инфраструктуру.

    Для реализации планов по созданию новой инфраструктуры поддержки инноваций в регионе железной дороги мы пошли двумя путями:

    • в июне 2019 года был создан отдел инновационного развития;
    • параллельно велась работа по созданию площадки - места притяжения инновационного потенциала.

    Перед отделом были поставлены нестандартные задачи поиска и привлечения инноваций, для выстраивания коммуникаций между функциональным заказчиком и всеми потенциальными заинтересованными сторонами.

    Работая над конкретными проектами, мы изучали лучшие практики, и уже сегодня региональная площадка трансформируется в центр генерации инновационного импульса. Это не только люди - это пространство, где совместная работа над конкретным проектом дает новый – результат в виде инновационной технологии, адаптированной к железнодорожной инфраструктуре. За счет правильно сформированному алгоритму и трекинга проектов мы планируем ускорить процедуры допуска проектов на инфраструктуру для испытаний.

    Площадка сегодня - схема.png

    Мы разработали запросы, посредством которых информируем всех заинтересованных в существующих потребностях. Видно, что рынок позитивно реагирует на готовность компании к взаимодействию, сейчас в портфеле площадки более 50 проектов в активной фазе.

    Также мы активно взаимодействуем со всеми субъектами РФ, в регионах присутствия Куйбышевской железной дороги. Сотрудничаем с отраслевым Вузом Самарским университетом путей сообщения, так и с научно-образовательным комплексом, 9 проектов у нас в активной фазе от этого блока.

    Для организации пригласительной компании и вовлечения большего количества инновационных решений мы сотрудничаем с компанией ООО «Центр трансфера технологий». Наш совместный проект IronRoadShow позволил в текущем году привлечь более 150 новых проектов.

    Мы разработали простой алгоритм взаимодействия с внешней экосредой, который позволяет находить и встраивать инновации технологии в основные процессы.

    Также мы информируем всех представителей внешней экосреды об открытых запросах компании. Наполняем воронку решений не только региональной инновационной площадки, но единого окна инноваций, корпоративного акселератора. Региональная площадка также становится полигоном для испытаний победителей открытых запросов и проектов, прошедших отбор в корпоративном акселераторе.

    В идеале стоит задача ускорить процессы принятия решений: 3 дня на рассмотрение заявки, 3 недели на допуск на инфраструктуру.

    Начиная с 2019 года прошло испытания 15 проектов, из них 2 рекомендовано к тиражированию на сети железных дорог (антиоблединительные жидкости ФОРС - сформирована заявка на 2021 год, двухрежимные диммируемые светильники Энергостандарт).

    Для привлечения и адаптации новых инновационных проектов по запросам ОАО «РЖД» используются внешние инструменты поддержки. Так, Куйбышевская железная дорога совместно с Министерством экономического развития Самарской области запустили программу софинансирования проектов. Программа подразумевала конкурсную процедуру, Куйбышевская железная дорога впервые выступала в роли индустриального партнера. Конкурс проводился в два этапа. Таким образом реализуется механизм привлечения субсидии из областного бюджета и от индустриального партнера в лице КБШ ж.д. для адаптации / создания прототипов инновационных решений, отвечающих запросам КБШ ж.д. Для железных дорог России это первый подобный опыт.

    В настоящее время 9 проектов получили грант и приступили к разработке прототипов и испытаниям на инфраструктуре железной дороге:

    • проекты по распознаванию маркировки рельсов и созданию цифровых двойников инфраструктуры;
    • создание интеллектуальных систем мониторинга скально-обвальных участков;
    • созданию автоматизированных рабочих мест по поверке средств измерения;
    • разработке необслуживаемых аккумуляторных батарей;
    • разработка аналитической системы распознавания скрытых дефектов рельсов.

    Планируем в 2021 году тиражировать опыт с другими субъектам Республика Мордовия, и Татарстан подтвердили свою заинтересованность.

    Работа по выстраиванию взаимодействия и построению инновационной инфраструктуры позволила сформировать пул ключевых проектов. НПЦ Инфотранс разработала автономную системы контроля параметров рельсовой колеи. В перспективе данная система позволит исключить человеческий фактор и полностью автоматизировать процесс контроля состояния рельсовой колеи и стрелочных переводов.

    Проходят испытания роботизированных беспилотных аппаратов СамГТУ по обследованию подводных частей опор и гидротехнических сооружений с помощью гидроакустических технологий.

    Многие промышленные предприятия, резиденты Технопарков получили в возможность проверить свою продукцию на применимость и востребованность в РЖД. Другие же пошли еще дальше, н-р, ГК АКОМ создали новый прототип необслуживаемой аккумуляторной батареи – потенциал для тиражирования только в Куйбышевской дирекции моторвагонного подвижного состава 67 вагонов. Компания ООО «Система технологий» адаптировали свое производство под выпуск прокладок стыковых изолирующих электрической рельсовой цепи, точечных вагонных замедлителей, хотя раньше работали только на автомобильную промышленность.

    Благодаря системному взаимодействию и адаптации инструментов поддержки инноваций в области не только увеличиваются налоговые отчисления от существующих хозяйствующих субъектов региона, но и позволяет привлекать в регион необходимые РЖД компетенции со всей страны, основывать новые рабочие места в инфраструктуре Трансфера инноваций.

    Результатом такого взаимодействия между представителями внешней инновационной эксосреды является адаптированных под нужды РЖД инновационный продукт, с большим коммерческим потенциалом – так как тиражирование возможно на всей сети железных дорог. Что в свою очередь будет повышать эффективность компании и экономики региона в целом.

    В 2020 году основной акцент сделан на работу с проектами, имеющими готовый прототип инновационного решения, который с минимальными затратами и в сжатые сроки может быть встроен в производственные процессы компании. В 2021 году мы планируем работать с инновационными решениями на более ранних уровнях готовности технологий. Адаптация существующих инструментов финансов поддержки под специализированные требования ОАО «РЖД», создание системы венчурного и грантового финансирования проектов позволит оказать поддержку проектам, находящимся на более ранней стадии готовности технологий, довести идею до прототипа и организовать апробацию.

    Планируем развивать международное взаимодействие – в планах заключение соглашения о сотрудничестве с международным технопарком IT-стартапов в Казахстане Astana Hub, проведение установочных совещаний с зарубежными партнерами ГК АКОМ, СамГУПС на предмет развития партнерских отношений.

    Сегодня в компании благодаря системной работе по формированию инновационной инфраструктуры создана вся необходимая инфраструктура для взаимодействия с инновационной экосредой, начиная от стартапа и заканчивая органами исполнительной власти. Приоритетной задачей являются апробация и организация внедрения и тиражирования, одобренных на центральном уровне управления ОАО «РЖД» инновационных решений. Компания за счет внедрения инноваций становится более эффективной, снижает себестоимость перевозок, сокращает издержки, повышает производительность труда.

    Куйбышевская железная дорога готова к выходу на новые рубежи. Мы делаем все необходимое, чтобы повысить скорость внедрения инноваций, обеспечить долгосрочное повышение производственной эффективности компании и как следствие экономики региона в целом.

Подать предложение

  • Стань поставщиком крупной корпорации

    Деятельность таких крупных корпораций как ОАО «РЖД» имеет свои особенности, требует наличия специализированных знаний. Не с проста железнодорожную отрасль называют «государством в государстве». Именно для адаптации инновационных решений и создана такая структура как отдел инновационного развития, который берет на себя сложные со стороны процессы взаимодействия.

    Приоритетными задачами отдела инновационного развития Куйбышевской железной дороги являются:

    • выстраивание системного взаимодействия с инновационной экосредой в субъектах РФ (предпринимательскими сообществами, технопарками, научно-образовательными организациями, промышленными предприятиями),
    • поиск и привлечение внешних инноваций;
    • организация быстрой апробации технологичных и эффективных решений на инфраструктуре железной дороги.

    Подать заявку на рассмотрение предложения по реализации инновационного проекта возможно в отдел инновационного развития железной дороги через единую электронную почту startupkbsh@mail.ru.

    Памятка заявителю[PDF]

    Для удобства заявителей разработан и внедрен простой понятный алгоритм взаимодействия с инновационной экосредой.

    Проекты оцениваются экспертами Куйбышевской железной дороги, получают индивидуальную консультацию о возможностях внедрения инновационного продукта в технологическую цепочку Куйбышевской железной дороги, помощь в составлении технико-экономического обоснования, соответствующего требованиям РЖД, проводят опытную апробацию на полигонах Куйбышевской железной дороги, и в перспективе, после оценки эффекта и принятия решения о тиражировании на всю сеть железных дорог - получают возможность заключить контракт.

    Получи возможность.png

    Для достижения успеха достаточно сделать несколько простых шагов:

    детально проработайте заявку, чётко донесите, какую проблему вы решаете, покажите какой экономический эффект дает ваша технология, и тогда вы получите быстрый доступ к реальному отраслевому заказчику и договоритесь о запуске пилотного проекта.


    Есть инновационный продукт, но нет уверенности в его применимости на железной дороге?

    В этом случае успешно реализуется такой инструмент, как научная отраслевая экспертиза проектов. Проводят ее научные отраслевые институты, заручившись положительным экспертным заключением которых можно быть уверенным в применимости продукта и наличия инновационнонной составляющей для компании. Экспертизу организует Центр инновационного развития по рекомендациям от железной дороги.

    Если возникает вопрос о финансировании, то здесь возможны различные пути. Куйбышевская железная дорога постоянно расширяет возможности реализации стартап-проектов с привлечением различных механизмов финансовой помощи на продвижение разработок. Одним из таких направлений стала грантовая поддержка с привлечением механизма софинансирования инновационных проектов в качестве индустриального партнера.

    В 2020 гду Куйбышевской железной дорогой привлечено софинансирование Инновационного фонда Самарской области и проведен открытый конкурс инновационных проектов, направленных на научно-технологическое и инновационное развитие отрасли железнодорожного транспорта, по результатам которого отобрано 9 проектов. Проведение испытаний прототипов и подготовку к их дальнейшему апробированию на инфраструктуре КБШ, оценке целесообразности внедрения планируется завершить до 20 декабря 2020 года.

    Данная схема взаимодействия позволит значительно повысить скорость реализации инновационных проектов в ОАО «РЖД», обеспечивая выполнение производственных задач подразделений ОАО «РЖД» и получение экономических эффектов без привлечения средств Компании в рамках профильных программ финансирования. Общая длительность процессов организации и проведения пилотного Конкурса, а также доведения проектов до стадии принятия решений о целесообразности их внедрения по итогам испытаний ориентировочно составит около 9 месяцев.

    Кроме того механизм грантовой поддержки активно развивается по уже действующим государственным проектам. Так в апреле было подано три заявки на участие в конкурсе Фонда содействия инновациям по проектам, находящимся в фокусе интересов Куйбышевской дороги по программе «Старт-1» (программа Фонда содействия инновациям по финансовой поддержке инновационных проектов, выделяется под НИОКР и разработку прототипов).

Запросы на инновации

  • Запросы на инновации Куйбышевской железной дороги направлены на целевой поиск инновационных решений на рынке, что позволяет сконцентрировать усилия на предложениях, потенциально востребованных на железной дороге.

    Основная проблематика, требующая инновационных решений сложилась в области:

    • создания систем поддержки принятия решений и аналитики видеоинформации о состоянии ж.д. инфраструктуры;
    • применения альтернативных композитных материалов (н-р, безбалластные мостовые плиты);
    • альтернативная энергетика: пьезо, ветрогенераторы от движущегося подвижного состава;
    • предиктивная аналитика на основе цифровых двойников.

    Также технологический фокус ОАО «РЖД» сделан на поиск инновационных решений в области сквозных, цифровых технологий для подвижного состава и инфраструктуры таких как:

    • беспилотные летательные аппараты для оценки состояния инфраструктуры и скально-обвальных участков;
    • бессветофорная технология для сигнализации на перегонах.

    Если у Вас есть инновационное решение, отвечающее обозначенным ниже запросам на инновации, то Вы можете получить обратную связь о его востребованности в компании заполнив заявку и направив ее на электронную почту startupkbsh@mail.ru.

     

  • Начиная с 2018 года в ОАО «РЖД» успешно реализуется инструмент открытого запроса – процедура поиска инновационных предложений для решения актуальных для ОАО «РЖД» задач (запросов на инновации) с возможностью их опытной эксплуатации (испытаний) и / или закупки. Процедура открытого запроса позволяет в сжатые сроки задействовать промышленный и инновационный потенциал российских и зарубежных компаний в интересах Холдинга. Преимуществами данного инструмента является возможность в короткие сроки довести до неограниченного круга лиц конкретные потребности ОАО «РЖД» в инновационных решениях, а высокотехнологичным организациям внешнего по отношению к ОАО «РЖД» контура заявить и в дальнейшем апробировать лучшие инновационные решения на сети ОАО «РЖД» в краткосрочной перспективе.

    В рамках направления Центром инновационного развития – филиалом ОАО «РЖД» впервые сформирован расширенный перечень востребованных для функциональных подразделений ОАО «РЖД» тематик открытых запросов, составляющий более сотни наименований. К приоритетным направлениями следует отнести: повышение энергетической эффективности основной деятельности, безопасность и надежность производственных процессов, развитие, мониторинг и обслуживание инфраструктуры и подвижного состава на основе внедрения инновационных высокопроизводительных технологий, динамические системы управления перевозочным процессом с использованием искусственного интеллекта, инновационные телекоммуникационные решения, научно-техническое обеспечение природоохранной деятельности.

    Тематические направления открытых запросов ОАО «РЖД» публикуются ежеквартально в соответствии с утвержденным планом-графиком.

    Прием заявок осуществляется через раздел «Запросы» информационно-функционального ресурса «Единое окно инноваций ОАО «РЖД».

    Установленные на правила представления и оформления инновационных предложений зависят от предлагаемого вами инновационного объекта:

    • Готовый инновационный товар (услуга), предлагаемый для закупки
    • Инновационные предложения (проекты), которые будут использованы в ОАО «РЖД»
  • Магистраль не ограничивается в поисках инноваций только очевидными решениями. Взят ориентир на глобальные изменения, для чего сформировано 23 прорывных запроса на инновации. Среди них такие как использование умного экзоскелета при погрузке/разгрузке, использование VR-технологий в обучении работников, умная инфраструктура, умная одежда, альтернативная энергетика и т.п.

    Прорывные технологии.png

Мероприятия

Лучшая практика


  • Проект ООО «Инфосигнал» «Цифровой сигналист: система аналитики дисклокации работников»


    Лучшая практика 1-2.jpg

    Завершен очередной этап испытаний инновационного проекта ООО «Инфосигнал» «Цифровой сигналист: система аналитики дисклокации работников».

    ООО «Инфосигнал» в инициативном порядке изготовил и предоставил для испытаний прототип инновационного решения. Испытания проведены. 

    Система построена с использованием ультрасовременной беспроводной технологии связи на малых расстояниях при низкий затратах энергии, использующая в качестве несущей сверхширокополосные сигналы. Технология обеспечивает локальную передачу данных о местонахождении работников во время проведения путевых работ, и современного реагирование на приближение подвижного состава к участку производства работ. САДР использует уникальную автономную технологию связи и может быть интегрирована с существующими системами сигнализации и связи.

    Первым этапом были проведены испытания на участке Самара – Смышляевка 3-х путного перегона Самара – Безымянка.

    Система позволит работникам своевременно получить сигнал о приближении локомотива, а машинисту сигнал о наличии или об отсутствии препятствий на пути следования. При этом система призвана стать инструментом для повышения производительности труда за счет качественного изменения технологических процессов производства работ, повышения уровня безопасности движения поездов и охраны труда.

     

     


    Проект Самарского государственного технического университета (СамГТУ) совместно с ООО «Экран» и научно-производственной компанией «Сетецентрические платформы» «Обследование инженерных сооружений с использованием цифровых и беспилотных технологий (подводное обследование)»


    Лучшая практика 2-1.jpg23 сентября на Куйбышевской дороге завершились тестовые испытания многофункционального надводно-подводного робота «Глайдерон», предназначенного для диагностики опор железнодорожных мостов и мониторинга рельефа дна.

    Подводный робот разработан учёными Самарского государственного технического университета совместно с ООО «Экран» и научно-производственной компанией «Сетецентрические платформы». По заказу КбшЖД в этом году самарские разработчики дополнили базу данных «Глайдерона» сведениями о железнодорожных мостах и бетонных конструкциях. Тестовые испытания проводились в Самарской области на реке Сок, через которую проходит железнодорожный мост. В течение трёх дней специалисты вуза и сотрудники Самарского центра диагностики и мониторинга инфраструктуры при помощи «Глайдерона» обследовали состояние опор железнодорожного моста, нижние части подводных конструкций, а также изучили степень заиленности дна в районе опор.

    Пробные испытания проводились с целью изучить возможности инновационного оборудования, тактико-технические характеристики беспилотного аппарата. После обработки информации с аппарата мы увидели на экране монитора графическое изображение опор моста, их состояние, а также рельеф дна в районе опор. Важно было понять есть ли трещины на опорах или дефекты. Исследования показали, что боковые поверхности опор гладкие, нарушений в конструкциях нет, а на картах глубин также отмечена удовлетворительное состояние нижних частей опор.

    Главный инженер Самарского центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры Дирекции диагностики и мониторинга ОАО «РЖД» Сергей Хмелёв

    Испытания показали, что «Глайдерон» хорошо держится в надводном положении, может маневрировать, погружаться и в автоматическом режиме передавать данные на компьютер оператора. Кроме того, он оснащен специальным акустическим оборудованием, гидролокаторами бокового обзора и эхолотами.

    Один день ушел на подготовку оборудования и получение данных о территории исследования, два следующих дня «Глайдерон» изучал подводную часть железнодорожного моста. В результате специалистам удалось составить карту глубин и рельефа дна вблизи железнодорожного моста. Кроме того, было получено акустическое изображение самих железобетонных опор.

    По словам одного из разработчиков, инженера-программиста регионального учебно-научного центра по проблемам защиты информации региона Среднего Поволжья РУНЦ «Информационная безопасность» Екатерины Пантелей, под водой обычные камеры не эффективны, так как чаще всего диапазон видимости в реках России составляет от 20 сантиметров до 2-3 метров. «Акустическая полезная нагрузка «Глайдерона» позволяет видеть в реке Сок на глубине до 60 метров», - отметила специалист.

    По итогам практических испытаний специалисты планируют модифицировать «Глайдерон», улучшить качество удалённого управления аппаратом. Для этого разработчики модернизируют программную часть аппарата и системы связи. Кроме этого, инженеры планируют изменить конструкцию лодки, чтобы сделать её более маневренной на поворотах.

    После модернизации тестовые испытания будут продолжены уже на крупном инфраструктурном объекте – в районе Александровского (Сызранского) моста через Волгу. Их планируется провести до конца года.

    Стоит отметить, что диагностические исследования опор железнодорожных мостов проводятся один раз в 10 лет специалистами водолазно-обследовательской станции Московского регионального центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры. В этом году пришло время исследовать Александровский мост, и применение инновационной техники укорит процесс.


    Проект ООО «Технологии Промышленного ЭнергоСервиса» «Использование интегратора токов и напряжений в процессе эксплуатации электрооборудования»


    Лучшая практика 3-1.jpgООО «Технологии Промышленного ЭнергоСервиса» — динамично развивающаяся компания из Тольятти. Коллектив ООО «ТПЭС» — это слаженная команда высококвалифицированных специалистов, нацеленных на максимальный результат при решении поставленных задач.

     

    «Мы успешно взаимодействуем с отделом инновационного развития Куйбышевской железной дороги практически сначала его образования. Разработанное нашей командой устройство – интегратор токов и напряжений предназначено для решения проблем безопасности в энергосистеме и одновременно сокращает на 15-30% расходы электроэнергии».

    Генеральный директор ООО «ТПЭС»
    Дмитрий Потапов

    В период с 27 марта 2020 г. до 27 августа 2020 г. проведены контрольные эксплуатационные испытания интегратора токов и напряжений на компрессорной нечетной горки станции Кинель Кинельской дистанции сигнализации, централизации и блокировки в рабочем режиме компрессорной с подключением всего комплекса рабочих двигателей.

    По итогам испытаний экономия электрической энергии с применением ИТН подтверждена в размере на 13,14%, а экономия затрат на электроэнергию в первый год его применения составит 491 тыс. руб. Результаты проекта направлены на рассмотрение рабочей группы по реализации стартап-проектов с инновационными решениями в ОАО «РЖД».

    На 11 модификаций интегратора токов и напряжений по инициативе Куйбышевской железной дороги заведены коды СКМТР, рассматривается возможность заключения энергосервисного контракта с Куйбышевской дирекцией инфраструктуры.

    Повышение энергетической эффективности – это одна из приоритетных задач ОАО «РЖД».


    Проект ООО ПТП «ЭнергоСтандарт» «Разработка компактного диммируемого светодиодного светильника с двумя режимами работы»


    Лучшая практика 4-2.pngПодведены итоги испытаний двухрежимных, диммируемых светодиодных светильников со встроенными датчиками движения на платформе Речная. Светильники изготовлены ООО ПТП «ЭнергоСтандарт» специально под нужды Куйбышевской дирекции пассажирских обустройств.

    Предприятие «ЭнергоСтандарт» группы компаний «ЭнергоСпецСтрой» является одним из лидеров российского бизнеса на рынке светодиодных светильников. Производственные мощности предприятия расположены на территории городского округа Кинель.

    Мы живём в 21 веке, веке инновационных технологий. И казалось бы, чем примечателен обычный светодиодный светильник? Дело в том, что он обладает полным превосходством по отношению к стандартным осветительным приборам. Это в первую очередь экономия: подтвержденный срок службы такого светильника 10 лет и потребляет он в разы меньше энергии. Также следует отметить, что это диммируемый светильник и он имеет два автоматически переключаемых режима работы (рабочий и дежурный), а значит мы получаем освещенный остановочный пункт лишь тогда, когда это востребовано, т.е. при наличии на нем пассажиров, электропоездов.

    При испытаниях было установлено 5 двухрежимных, диммируемых светодиодных светильников взамен ДРЛ-250. Результатом стало сокращение ежемесячного расхода электроэнергии на 94%, с 450 кВтч до 50-60 кВтч. Это колоссальная экономия энергоресурсов!

    Тиражирование данного решения на Куйбышевской железной дороге, а это 521 пригородная пассажирская платформа, позволит получить экономию в размере 7,8 млн. рублей.

    Это яркий пример того, что за светодиодами не только активное сегодняшнее применение. Еще более перспективно будущее.

Формы документов