Уважаемые пользователи! Вы находитесь на новом веб-портале ОАО "РЖД"

Социальная ответственность

Система управления энергоэффективностью в ОАО «РЖД» реализуется в соответствии с отраслевым стандартом СТО РЖД 08.017-2012 «Система управления энергоэффективностью производственных процессов. Основные положения», разработанном с учетом требований международного стандарта ISO 50001:2011. Ежегодно в компании разрабатывается, и реализуется структурными подразделениями (более 2300 подразделений) Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности ОАО «РЖД», синхронизированная с Программой повышения операционной эффективности, Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» и Энергетической стратегией холдинга. Инструментом планирования и контроля реализации мероприятий Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности ОАО «РЖД» выступает автоматизированная информационная система «Энергоэффективность». Мероприятия Программы энергосбережения формируются, в том числе по результатам проведения энергетических обследований структурных подразделений, а так же за счет реализации мероприятий инвестиционного проекта «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте».

Основными направлениями по реализации энергосберегающих мероприятий в ОАО «РЖД» считаются:

  • Совершенствование технологии управления движением поездов;
  • Повышение энергетической эффективности локомотивов и улучшение показателей их использования;
  • Улучшение технического состояния и показателей использования путевого хозяйства, влияющих на энергетическую эффективность перевозочного процесса;
  • Улучшение показателей системы тягового электроснабжения, влияющих на энергетическую эффективность перевозочного процесса;
  • Повышение энергетической эффективности объектов теплогенерации и других объектов системы теплоснабжения;
  • Повышение энергетической эффективности зданий и сооружений; Повышение энергетической эффективности специального подвижного состава, специальной и автотракторной техники;
  • Повышение энергетической эффективности систем освещения;
  • Повышение энергоэффективности технологических процессов и объектов инфраструктуры.

В целях снижения удельного количества выбросов вредных веществ в атмосферу компания активно проводит работу по снижению доли перевозочной работы на дизельном топливе на электрическую энергию и газ.

Объем перевозимых грузов на электрической тяге по сравнению дизельной тягой вырос на 0,2% и достиг уровня 86,54%. Уровень возврата электрической энергии в контактную сеть за счет рекуперативного торможения в 2019 году увеличен к 2018 году на 1,8% и достиг уровня 2 621,7 млн. кВт∙ч (5,5% от общего потребления электроэнергии). Активно внедряются системы автоматического ведения поездов и бортовые локомотивные системы информирования машинистов с отображением энергооптимальной траектории движения поезда на мониторах. Новый подвижной состав оборудован современными системами поддержания температуры в кабинах локомотивов и пассажирских вагонах (климат-контроль). Совместно с производителями тягового подвижного состава разрабатывается концепция локомотива нового поколения с обязательным требованием к уровню его энергетической эффективности.

Совместно с заводами изготовителями разрабатывается маневровый локомотив, работающий на аккумуляторных батареях, а также локомотивы, работающие по газодизельному циклу ГТЭМ-1 и еще два магистральных и два маневровых газотепловоза. Разработан маневровый газотепловоз ТЭМГ-1, ожидаемая поставка в 2020 году – 8 ед. и до 2025 года еще 54 ед. таких локомотивов.

В эксплуатации находятся два газотурбовоза, работающих на сжиженном природном газе, до 2025 года планируется поставка еще 23 ед. таких газотурбовозов.

B.1.2.1. Цели по снижению энергопотребления

 

 

 

0,2%

Цели компании по снижению энергопотребления установлены для каждого структурного подразделения филиалов компании и в целом по компании.

Детализация целей Единица Базовый год Целевой год Экономия по сравнению с базовым годом

Снижение потребления электрической энергии

млн. кВт-ч

47 173

48 152

584,7

Снижение потребления дизельного топлива

тыс. т

2 640

2 656

18,1

Снижение потребления мазута

тыс. т

276

261

7,5

Снижение потребления угля

тыс. т

680

652

14,5

Снижение потребления природного газа

тыс. м куб.

499

475

7 484,9

Снижение потребления тепловой энергии

тыс. Гкал

2 270

2 200

64,2

 

B.1.2.1. Энергопотребление по источникам энергии

  2018

Электрическая энергия всего

50,6%

в том числе из ВИЭ

17,5%

Дизельное топливо

33,1%

Котельно-печное топливо

12,8%

Тепловая энергия

2,8%

Прочие виды топлива

0,8%

  

 

 Энергоемкость

 

Единица

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Потребление энергии

ТДж

328 430,0

335 773,8

342 987,5

Доходы (неконсолидированные)

млн. руб.

1 697 533

1 798 396

Информация не раскрыта

Энергопотребление / доходы (неконсолидированные)

КДж/млн.руб.

193,5

186,7

-

 

Энергоемкость (пассажирский транспорт)

 

Единица

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Энергопотребление пассажирский транспорт

млн. кВт/ч

5 488,2

5 216,0

5 462,6

Транс.об.1

млрд. пасс.-км

107,47

106,17

111,92

Энергопотребление пассажирский транспорт, транс.об.1

млн. кВч/млрд.пасс.-км

51,1

49,1

48,8

 

 Энергоемкость (грузовой транспорт)

 

Единица

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Энергопотребление - грузовой транспорт

млн. кВтч

34 657,1

35 896,00

37 361

Транспортный объем

млрд. т-км

2 055,28

2 201,04

2 306,36

Энергопотребление - грузовой транспорт, объем транспорта 2

млн. кВч/млрд. т-км

16,86

16,31

16,20

 

 Энергоемкость (пассажирский транспорт)

 

Единица

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Потребление топлива пассажирский транспорт

тонн

191 420

190 701

196 285

Транспортный объем 1

млрд. пасс.-км

16,836

16,752

17,444

Потребление топлива - пассажирский транспорт, объем транспорта 1

г/пасс.-км

11,370

11,383

11,252

 

Топливная энергоемкость (грузовое транспорт)

 

Единица

2016 г.

2017 г.

2018

Потребление топлива - грузовой транспорт

тыс. т

2 001,2

2 003,4

2 047,8

Транспортный объем

млрд. т-км

333,92

340,71

350,94

Потребление топлива - грузовой транспорт, объем транспорта 2

тыс. т/млрд. т-км

5,993

5,880

5,835