28.08.2004   00:00

28 августа откроется регулярное пассажирское движение по новой железнодорожной линии Беркакит - Томмот.

     В торжествах по случаю открытия пассажирского движения из Томмота до Москвы и Хабаровска примут участие представители ОАО "Российские железные дороги", Республики Саха (Якутия), Амурской области, Хабаровского края, Дальневосточной железной дороги.
     Сегодня железнодорожная линия Беркакит – Томмот - это:
    - 360 км главных путей;
    - 14 станций и разъездов;
    - 2 грузовых двора общего пользования (станции Алдан и Томмот);
    - локомотивное депо станции Алдан;
    - 6 поездных локомотивов 2ТЭ-10М;
    - 600 эксплуатационных рабочих.
     Введение в эксплуатацию железнодорожной линии позволит обеспечить:
    - увеличение загрузки Байкало-Амурской магистрали на 5-7 млн тонн в год;
    - надежные транспортные связи с северо-восточными регионами России через Северный морской путь и Магаданскую область;
     - постоянное железнодорожное сообщение между Якутском и другими регионами России;
     - вовлечение в хозяйственный оборот страны разведанных минерально-сырьевых ресурсов региона, освоение богатейших запасов полезных ископаемых в прилегающей к железной дороге зоне (золота, каменного угля, высококачественных железных руд, фосфатных удобрений)
     - круглогодичный завоз народно-хозяйственных грузов в республику при сокращении затрат на северный завоз и т. д.
    
    *****
    Необходимо отметить, что строительство железной дороги Беркакит -Томмот - Якутск ведется в сложнейших природно-климатических условиях, характерных для Якутии. Вся территория лежит в зоне отрицательных среднегодовых температур, существенно различающихся в зависимости от высотной поясности. Расчетно-минимальные температуры в районах прохождения трассы ниже минус 50 градусов Цельсия. Инженерно-геологические условия строительства характеризуются значительной сложностью и в связи с развитием многолетнемерзлых грунтов. Наледи оказывают неблагоприятное влияние на искусственные сооружения и земляное полотно, а наличие льдистых грунтов и льдов в основании земляного полотна приводит к неравномерным просадкам при оттаивании.
    Проблема строительства железной дороги в Якутии имеет достаточно долгую историю. Еще в 1984 году, практически одновременно со стыковкой последнего рельсового звена БАМа и забивкой символического "золотого" костыля, вновь вспомнили о планах еще 30-х годов - о прокладке 804-километровой железной дороги в Якутию по маршруту Беркакит - Томмот - Якутск. Она должна была стать продолжением железнодорожной линии Бамовская - Тында - Беркакит, открывающей выход на внутренний и международный рынки. В 1985 году Совет Министров СССР принял соответствующее постановление, обязавшее МПС и Министерство транспортного строительства обеспечить начало строительства. И в ноябре того же года оно действительно началось на участке Беркакит - Томмот. Однако из Амуро-Якутской магистрали второй стройки века не получилось. Пришла новая экономическая эпоха, возникли серьезные проблемы с финансированием строительства, которое пытались продолжить 20 раз. Несмотря на все трудности, к 1992 году строителям все же удалось проложить 290 километров железнодорожного полотна до станции Алдан и сдать его в рабочую эксплуатацию. Начиная с 1991 года капиталовложения в строительство железнодорожной линии резко сократились, и за последующие пять лет дорога увеличилась лишь на 70 километров, в результате чего в Томмот рельсы пришли только в 1997 году. Чтобы завершить строительство железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск, 2 октября 1995 года распоряжением Правительства Российской Федерации и, в соответствии с ним, Указом президента Республики Саха (Якутия) принято решение о создании открытого акционерного общества - Акционерной компании «Железные дороги Якутии».
    
    Начальник  Департамента по связям с общественностью Константин Пашков