19.09.2004   00:00

19 сентября одному из самых красивых архитектурных сооружений Калининграда - Южному вокзалу - исполняется 75 лет.

     Строительство главного железнодорожного вокзала Восточной Пруссии началось в 1913 году. Бурное развитие промышленности потребовало изменения схемы железнодорожного сообщения в Кенигсберге. Маленькие вокзалы, построенные в конце 19 века, уже не справлялись с возросшим потоком грузов и пассажиров. Поэтому местными властями было принято решение о строительстве современного по тем временам вокзального комплекса.
     Первая мировая война на целых семь лет прервала возведение главных ворот города. В 1920 году работы были возобновлены и продлились до 1929 года. Невысокие темпы строительства объяснялись общим экономическим спадом в Германии.
     19 сентября 1929 состоялось торжественное открытие Главного вокзала Кенигсберга. Для того времени это был один из крупнейших железнодорожных вокзалов в Европе. Перронная зона состояла из трех металлических ажурных перекрытий с остекленным сводом шириной 120 метров, а длина перронов составляла 178 метров. Тринадцать путей, включая багажные, обеспечивали сквозной проход поездов и их высокую маневренность.
     На фасаде здания располагалась скульптура бога времени Хроноса, сдерживающего рвущегося коня. В послевоенные года она была утеряна, а на ее месте был размещен Герб РСФСР. Внутренние помещения вокзала включали несколько залов ожидания, кафетерий, ресторан, магазины, кинозал и предполагали максимум удобств для пассажиров. В целом, архитектурное убранство главного вокзала гармонично вписалось в городской пейзаж. При строительстве был применен принцип разделения транспортных потоков на привокзальной площади. Такой подход применяется и сейчас при строительстве крупных вокзальных комплексов.
     Главный вокзал в Кенигсберге функционировал до 21 января 1945 года. В апреле сорок пятого первыми сюда ворвались воины 169 стрелкового полка под командованием Героя Советского Союза подполковника Александра Иванникова. По свидетельству участников штурма Кенигсберга, в вестибюле вокзала были установлены пушки, из которых наши войска вели огонь по укрепленным районам в центре города. Несмотря на ожесточенные бои, общий объем разрушений вокзального комплекса не превысил 10-15%.
     В послевоенные годы восстановление главного вокзала в Калининграде шло с большими трудностями. Основные строительные работы выполнял коллектив дистанции гражданских сооружений Калининградского отделения Прибалтийской дороги. Восстановленный вокзал был введен в эксплуатацию в начале ноября 1949 года.     
     Современный Южный вокзал в Калининграде и внешне, и по внутренней планировке мало чем отличается от бывшего главного вокзала Кенигсберга. В канун знаменательных дат– 60-летия Победы и 750-летия города железнодорожники провели капитальный ремонт всего вокзального комплекса. Полностью заменено остекленение дебаркадера, проведен ремонт перронов и залов ожидания. На вокзале появились справочно-информационный и сервис-центры, международные кассы, современные электронные справочные системы, уникальные по точности часы с корректировкой через спутниковую ситему точного времени. Кассы дальнего следования оборудованы самой современной системой продажи билетов "Экспресс-3", с помощью которой можно купить билет до любого города России и Европы.
     В стадии завершения находятся работы по ремонту пригородного тоннеля, открытие которого позволит разделить два пассажиропотока – на поезда дальнего и пригородного сообщения. После этого появится возможность дальнейшего совершенствования интерьера главного вестибюля вокзала: в дополнение к уникальным люстрам здесь появится небольшой фонтан, сообщила служба по связям с общественностью КЖД.