22.06.2020   14:02

ОАО «РЖД» поддержит развитие сети доставки сельхозпродукции железнодорожным транспортом на пространстве ЕАЭС

Опыт создания сети доставки сельскохозяйственной продукции в Китай железнодорожным транспортом может быть использован для формирования маршрутов перевозки грузов российского агропромышленного комплекса в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров и министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев в ходе совещания, прошедшего в режиме видеоконференции, договорились о проработке соответствующей возможности со странами-членами Союза и одобрили «дорожную карту» взаимодействия по этому вопросу.

«Учитывая наднациональный статус ЕЭК, мы видим целый ряд направлений для нашего сотрудничества как в части продвижения российской железнодорожной продукции и услуг на иностранных рынках, так и в части формирования благоприятных условий для пользователей железнодорожного транспорта на территории ЕАЭС», – заявил Олег Белозёров.

Андрей Слепнев напомнил, что государства-члены Союза являются значимыми игроками на мировом рынке сельскохозяйственной продукции. При этом имеется потенциал существенного увеличения поставок за счет привлечения к проекту экспортеров из других стран ЕАЭС.

«Полагаем, что проект перевозок сельскохозяйственной продукции в Китай обладает огромным потенциалом роста в рамках союза. В 2019 году Китай занимал первое место в мире по импорту соевых бобов, замороженной говядины, курицы и рыбы, второе место – по импорту рапсового и подсолнечного масла, ракообразных и свинины. На Китай также приходится значительная доля ввоза молочных продуктов», – отметил министр.

В настоящее время холдинг уже реализует ряд транспортно-логистических решений по развитию несырьевого экспорта.

С декабря 2019 года на регулярной основе предоставляется сервис «Агроэкспресс», предполагающий ускоренную контейнерную доставку продукции агропромышленного комплекса и пищевой промышленности из России на экспорт как поездными формированиями, так и с возможностью подачи отдельных контейнеров в точках консолидации груза. Грузы отправляются стандартными поездами со станций Селятино (Московская область) и Ворсино (Калужская область) до пунктов назначения в Китае. По условиям сервиса предприятия могут прицепить к поездам свои платформы с контейнерами в пути следования в пунктах консолидации или отправлять отдельный 40-футовый контейнер в составе поезда. Есть возможность обратной загрузки для китайских экспортеров, поставляющих скоропортящуюся продукцию на российский рынок.

Сервис позволяет сократить сроки доставки российских продовольственных грузов, а также снизить транспортные расходы отечественных экспортеров благодаря выстроенной экспортно-импортной логистике.

В мае 2020 года АО «РЖД Логистика» организовало первую перевозку в прямом железнодорожном сообщении замороженного мяса курицы в автономном рефрижераторном контейнере из России (Селятино) в Китай (Чунцин). В рамках развития проекта «Агроэкспресс» планируется организация до четырех «холодных» контейнерных поездов ежемесячно.

По словам Олега Белозёрова, для успешного масштабирования проекта необходимо совершенствование нормативно-правовой базы и проведение ряда организационных мероприятий в странах-участницах ЕАЭС. Среди них – создание единой системы таможенного транзита с использованием информационного ресурса ЕЭК для перехода на полный электронный документооборот при перевозке товаров через несколько государств-членов ЕАЭС по процедуре таможенного транзита.

Электронное взаимодействие уже налажено с Республикой Беларусь. Со второго полугодия 2019 года ОАО «РЖД» совместно с ФТС России, ГТК Республики Беларусь и ГО «Белорусская железная дорога» осуществляют перевозки при следовании груза из Юго-Восточной Азии в Европу (на маршрутах Наушки – Брест, Наушки – Орша, Наушки – Колядичи) с применением электронного документооборота.

В настоящее время ведется работа по реализации перевозок по такому же принципу в обратном направлении из Европы в Юго-Восточную Азию через погранпереходы Брест и Забайкальск.

Участники совещания отметили, что необходима интеграция информационных систем контролирующих органов всех государств-членов ЕАЭС, что позволило бы снять существующие вопросы по контролю за вывозом временно ввезенных морских контейнеров и минимизировать риски задержки транспортных средств на таможенной границе ЕАЭС из-за отсутствия в национальных системах таможенных органов подтверждения легальности их ввоза.

В ходе совещания была достигнута договоренность о включении представителей ОАО «РЖД» в отраслевые рабочие группы для обсуждения проблемных вопросов, возникающих при доступе на рынки третьих стран, а также перспективных направлений сотрудничества с партнерами ЕАЭС по соглашениям.