12.11.2021   15:44

Ускоренное развитие пунктов пропуска на границах СНГ – один из приоритетов «Концепции стратегического развития железнодорожного транспорта на «пространстве 1520»

Генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров на заседании Совета глав правительств СНГ, которое состоялось 12 ноября в режиме видеоконференции, представил «Концепцию стратегического развития железнодорожного транспорта на «пространстве 1520» до 2030 года».

В своем выступлении Олег Белозёров отметил, что значение железнодорожного транспорта в мировой транспортной системе постоянно возрастает, меняются макроэкономические тенденции, динамично развиваются новые тренды, при этом основой работы железнодорожников на «пространстве 1520» остаются согласованные решения и скоординированные действия.

«С единых позиций, отраженных в концепции, мы могли бы уверенно и последовательно повышать конкурентоспособность железнодорожного транспорта, укреплять экономический потенциал стран СНГ, а также выстраивать диалог с железнодорожниками стран ЕС и АТР, тем самым, укрепляя позиции Содружества независимых государств», – подчеркнул Олег Белозёров.

Одним из ключевых направлений роста, отраженных в представленном документе, глава РЖД назвал развитие транспортно-логистических услуг, в том числе формирование в СНГ более плотной логистической «инфраструктурной решетки» из международных транспортных маршрутов и терминалов. По мнению Олега Белозёрова, этому будет способствовать дальнейшая реализация тарифной политики стран СНГ, построенной на согласованных принципах и подходах.

Другое важное направление – ускоренное развитие перерабатывающих способностей железнодорожных пунктов пропуска на границах СНГ, где ключевым вопросом, по словам Олега Белозёрова, становится сокращение непроизводительного времени на основе совершенствования контрольных операций при пересечении границ.

Концепция также предусматривает повышение качества пассажирских перевозок, в частности, повышение скорости и комфорта. В основу решений этих задач положено обновление подвижного состава.

Кроме того, в концепции уделено внимание вопросам цифровой трансформации. Приоритет в этом направлении – полный переход на электронные перевозочные и товаросопроводительные документы, создание общих интерфейсов с другими видами транспорта.

Вопросы устойчивого развития, «зеленой» повестки и декарбонизации также отражены в концепции. По словам Олега Белозёрова, железнодорожники планируют развивать бесспорное экологическое преимущество отрасли – десятикратно меньшие выбросы парниковых газов по сравнению с другими видами транспорта: в совокупности с высокой безопасностью и энергоэффективностью оно позволит сделать качественный шаг к повышению инвестиционной привлекательности отрасли.

Олег Белозёров также подчеркнул, что за время реализации предыдущей концепции, принятой на 2010-2020 годы, сеть железных дорог «пространства 1520» увеличилась на 3 тыс. км, грузооборот возрос на 15%. Реализация документа позволила увеличить товарооборот между странами, улучшить деловой климат и экономический потенциал.

Сеть железных дорог колеи 1520 мм объединяет 160 тыс. км линий – около 17% длины мировой сети. Ежегодно по ней перевозится более 2 млрд тонн грузов (22,2% от объема перевозок по всем железным дорогам мира). Грузонапряженность составляет около 19 млн тонн на километр пути, что на 12% больше, чем в США, на 70% больше, чем в Индии и Канаде, почти в 10 раз больше, чем в ЕС.