14.03.2012   20:02

ОАО "РЖД" предлагает рассматривать каждый дефект крупногабаритного вагонного литья как потенциальный излом и требовать отзыва сертификата соответствия завода-производителя.

14 марта в Москве, выступая на итоговом заседании коллегии Ространснадзора, вице-президент ОАО "РЖД" Александр Тишанин сообщил, что в текущем году уже допущено 12 изломов деталей крупногабаритного вагонного литья, из которых 3 привели к крушениям поездов на Северной, Забайкальской и Дальневосточной железных дорогах.

"Опыт предыдущих лет показал, что меры, принятые в целях исключения транспортных происшествий по причине излома литых деталей тележек грузовых вагонов, не оказали должного эффекта и не оградили публичную инфраструктуру общего пользования от этих событий", – подчеркнул вице-президент.

Александр Тишанин привел в своем выступлении статистику по заводам-производителям, выпустившим детали с подтвержденными в последующем дефектами литья. За последние 11 лет в пятерку "лидеров" вошли ОАО НПК "Уралвагонзавод", ОАО "Азовэлектросталь", ОАО "Алтайвагон", ООО "Промтрактор-Промлит", ПАО "Кременчугский сталелитейный завод".

Александр Тишанин отметил, что в сложившейся ситуации необходимо выработать принципиальные подходы к своевременному предупреждению изломов литых деталей тележек грузовых вагонов. В частности, по его словам, следует рассматривать каждый дефект крупногабаритного вагонного литья, подтвержденный средствами неразрушающего контроля, как потенциальный излом, требующий издания предписания о запрете эксплуатации вагонов, укомплектованных литыми деталями опасной плавки, и отзыва сертификата соответствия завода-производителя.

Во-вторых, необходимо сформировать достаточные финансовые гарантии участников перевозочного процесса для своевременного возмещения убытков, возникающих от транспортных происшествий и ликвидации их последствий. Это достигается, по словам Александра Тишанина, за счет страхования ответственности всех участников перевозочного процесса: заводов производителей – за качество продукции; собственников подвижного состава – за причинение вреда по причине неисправности его подвижного состава; ремонтных предприятий – за качество оказываемых услуг по ремонту и обслуживанию подвижного состава. Что касается владельца инфраструктуры и перевозчика, – должна страховаться гражданская ответственность.

В-третьих, по мнению Александра Тишанина, необходимо упорядочить нормативные требования (технические условия, технические требования, стандарты, руководства) по производству и оценке соответствия (выбраковке) крупного вагонного литья с целью исключения двойного толкования установленных норм на уровне исполнителя, а также создания механизмов объективного принятия решения о степени опасности эксплуатируемой продукции. Реализация этого принципа будет осуществляться всеми заинтересованными сторонами на площадках НП "ОПЖТ" и в Дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества.