20.07.2012   11:20

21 июля со станции Артезиан Северо-Кавказской железной дороги отправится "Поезд Памяти" в честь 70-летней годовщины начала эксплуатации железной дороги Астрахань – Кизляр.

Поезд на паровой тяге (паровоз военных лет) отправится 21 июля 2012 года со станции Артезиан Северо-Кавказской железной дороги и проследует до станции Астрахань-1 Приволжской железной дороги.

На станциях Артезиан и Улан-Холл Северо-Кавказской железной дороги будут торжественно открыты мемориальные доски, установленные в память о героях-строителях железной дороги Астрахань – Кизляр.

В мероприятии примут участие ветераны Великой Отечественной войны, первый заместитель председателя Правительства республики Калмыкия Вячеслав Илюмжинов, заместитель начальника Северо-Кавказской железной дороги – филиала ОАО "РЖД" – Александр Беседин. В митинге на станции Астрахань-1 примет участие заместитель начальника Приволжской дороги Владимир Лоещук.

Рейс "Поезда Памяти" посвящен героическому подвигу жителей Калмыкии, строивших железную дорогу Астрахань – Кизляр в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

16 августа 1941 году ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР было принято решение о строительстве новой железной дороги от Кизляра до Астрахани. Эта линия протяженностью 335 км была призвана обеспечить железнодорожный вывоз бакинской нефти для нужд Советской армии по кратчайшему пути.

Железная дорога от Кизляра до Астрахани стала одной из крупнейших военных строек. На значительном протяжении она проходила в сложной природно-географической, безводной, малонаселенной и экономически неразвитой зоне. Учитывая важность быстрого ввода линии в действие, ее строительство организовали по принципу народной стройки военного времени с активным привлечением местного населения.

Героический и самоотверженный труд участников строительства позволил в сжатые сроки выполнить основные работы. 4 августа 1942 года первый поезд из Кизляра прибыл в Астрахань. Это событие стало началом регулярного движения поездов по железной дороге.

Строительство осуществлялось по облегченным техническим нормам военного времени. В первое время состояние пути на многих участках требовало постоянного ограничения скорости движения поездов, которая в ряде случаев не превышала 15-25 км/ч. Эксплуатировать железную дорогу приходилось в сложных условиях: так, например, одна из самых крупных станций железной дороги Улан-Холл, в начале января 1943 г. представляла собой безлюдную песчаную пустыню, где было уложено всего 3 пути (включая главный). На станции не было ни одного здания, помещение дежурного размещалось в землянке. Также в землянках или в кибитках жил небольшой штат станционных работников и путейцев. На участке было задействовано привозное водоснабжение; два раза в неделю приходила вагон-лавка с хлебом и минимальным набором продуктов, выдаваемых по карточкам.

Несмотря на это линия работала, выполняя поставленные ей задачи по обеспечению перевозок бакинской нефти. Учитывая тяжелое положение с горючим на фронте, наливные составы следовали почти непрерывно с минимальными разрывами между ними. Это позволило только с августа по октябрь 1942 года доставить по линии Кизляр – Астрахань 16 тыс. цистерн с горючим.

В интервалы между перевозкой составов с горючим, сразу же после начала эксплуатации по линии Кизляр – Астрахань был организован массовый вывоз паровозов серии ФД из Закавказья, где их скопилось большое количество с дорог юга России, в особенности из оккупированного врагом Донбасса. Только в 1943 году было вывезено 1500 паровозов ФД, столь необходимых для обеспечения железнодорожного сообщения в стране.

Таким образом, строительство линии Кизляр – Астрахань стало весомым вкладом в Победу железнодорожников и жителей Калмыкии.