01.07.2004   09:47

На Калининградской железной дороге подведены предварительные итоги грузовых перевозок в первом полугодии. С начала 2004 года перевезено 9,1 млн тонн грузов, что на 10% выше прошлогодних показателей.

     Однако, как отмечают ведущие специалисты дорожного Центра транспортного обслуживания (ДЦФТО), такой результат достигнут исключительно за счет высоких темпов роста объемов перевозок в первые месяцы 2004 года. В среднем они составляли 118% к аналогичному периоду прошлого года и являлись одними из самых высоких на всей сети российских железный дорог.
     Начиная с конца апреля динамика роста грузооборота замедлилась, а в мае - июне начала снижаться. В итоге показатели грузоперевозок двух последних месяцев практически сравнялись с прошлогодними и составили 2,93 млн тонн (в 2003 году – 2,8 млн).
     К основным причинам, обусловившим уменьшение грузопотока на Калининградском направлении, специалисты КЖД относят как сезонные факторы, так и ряд проблем, связанных с изменением порядка таможенного, ветеринарного и фитосанитарного контроля после вступления сопредельных Литвы и Польши в Евросоюз.
     Традиционно в это время года в структуре перевозимых грузов уменьшается доля минеральных удобрений (на 90%), топочного мазута и угля (на 21%), предназченных как на экспорт, так и для внутреннего потребления предприятиями области.
     Введение с 1 мая новых правил пограничного и фитосанитарного контроля грузов на приграничных станциях Литвы и Польши пока на величине объемов перевозок не сказалось. Так, Неманский и Советский ЦБЗ, ранее получавшие сырье из районов Сибири, достаточно оперативно переориентировались на доставку лесных грузов из Беларуси. Несмотря на увеличение – практически на треть – стоимости оформления грузов на литовских приграничных станциях, уменьшения объемов грузоперевозок, подлежащих ветеринарному контролю, пока не произошло.
     Тем не менее удорожание и увеличение времени оформления процедур контроля на литовских приграничных станциях в перспективе может привести к переориентации этих традиционных для дороги грузопотоков на морской транспорт с перевалкой в портах Ленинградской области. Такой вариант, по мнению специалистов ДЦФТО, вполне реален.
     Грузовладельцы из-за простоя подвижного состава на границах несут не только дополнительные издержки, но и из-за замедления оборота вагонов теряют интерес к работе на Калининградском направлении. Так, тарифная политика стран ЕС в отношении беларусских минеральных удобрений привела к тому, что начиная с мая полностью прекратились их транзитные перевозки в Польшу.
     Пока основные потери грузопотока связаны с прекращением перевалки нефтепродуктов через пункт Восточный "Балтийской нефтяной компанией" и ООО "Балттерминалсервис", а также изменениями доли перевалки нефтепродуктов сторонних компаний через терминал "ЛУКОЙЛА" в Ижевском. По сравнению с первыми месяцами года объемы перевозок нефти и нефтепродуктов сократились на 180-190 тыс тонн.
     Тем не менее специалисты ДЦФТО достаточно осторожно прогнозируют наращивание объемов первозок. Основанием для этого служит последовательное решение Правительством РФ проблем калининградского транзита, сообщил пресс-центр КЖД.