31.05.2005   14:21

Завтра в 11 часов утра в Центральном парке культуры и отдыха Красноярска состоится торжественное открытие очередного 69-го сезона Детской железной дороги.

На Детской железной дороге будут работать несколько площадок. В родительском уголке можно будет пообщаться с психологом, посмотреть видеофильм о работе юных железнодорожников. В музейной комнате помещены исторические документы, фотографии, воспоминания, рассказы о семейных династиях и воспитанниках детской дороги. На торжественном открытии дети подарят ветеранам книгу о детских железных дорогах России, где есть глава и о Красноярской дороге.

Руководители Малой дороги и преподаватели Красноярского железнодорожного техникума написали методическое пособие для юных железнодорожников. Подобного учебника в России еще нет. 10 студентов-выпускников Красноярского железнодорожного техникума в своих дипломных работах разрабатывают проекты модернизации вагонного депо и подвижного состава Малой дороги.

В этом году ДЖД и оздоровительный лагерь "Восток" разработали совместный проект. Впервые курс обучения прошли дети со станции Уяр. Весь июнь они будут жить в лагере "Восток" в специальном отряде "Юный железнодорожник" и работать на ДЖД.

В нынешнем 69-м сезоне на Красноярской детской железной дороге будут работать 80 ребят: юные машинисты, помощники машинистов, поездные диспетчеры, дежурные по станции, бригадиры поезда, дежурные по переезду и проводники. По завершении сезона в августе ребята сдадут своеобразный экзамен на профессиональное мастерство.

 

*****

 

Красноярская детская железная дорога - первая, построенная в РСФСР, и старейшая из ныне существующих на территории России. В будущем году ей исполнится 70 лет. Это единственная в России нетиповая детская дорога. Узкая колея, вагоны и тепловозы почти миниатюрного размера, длина дороги в 1116 метров – уникальны.

"Малая Красноярская" была сдана в эксплуатацию весной 1936 года и своим рождением обязана тем, кто готовился к работе на настоящей железной дороге.

Еще задолго до этого в ФЗУ при ПВРЗ у учащихся и мастеров родилась мысль постройки паровоза серии "СУ". Под руководством мастеров Иванова, Стельмахова, Макеева идея была осуществлена. Маленький паровозик СУ № 00-01 весил 1,5 тонны, исправно поглощал уголь и дымил трубой. Модель была опробована на территории ПВРЗ, где для нее проложили специальную узкоколейку.

Впервые красноярцы увидели действующую модель на первомайской демонстрации, когда маленький паровозик им. Павла Дмитриевича Акулинушкина быстро тащил за собой по рельсам небольшие платформочки с ликующей детворой. Для этого на Сенной площади (ныне сквер имени Сурикова) был проложен небольшой участок пути. А летом того же года в День железнодорожника в городском парке им. Горького открылось движение на Детской железной дороге.

Протяженность дороги 932 метра, а общая длина в развернутом (т.е. вместе со станционными путями) виде 1116 метров. Сначала на ней было две станции – Первомайская и Счастливое детство. На Первомайской в 1965 году  построили вокзал на 80 мест; здесь было 2 поворотных круга и 2 стрелочных перевода. Станции соединялись телефонной связью.

В 1961 году на смену паровозу пришел модернизированный тепловоз "Юность", построенный Красноярским локомотивным депо. Он проработал на Красноярской ДЖД всего 5 лет. В 1966 году он был заменен тепловозом "Мечта" ТУ 00-02, который до сих пор используется на дороге вместе с тепловозом "Юбилейный" ТУ-3, построенным в 1986 году. В этих локомотивах установлен двигатель от автомобиля Москвич-412.

Детскую железную дорогу обслуживают сами ребята. Они и машинисты, и дежурные по станции, и диспетчеры, и проводники. За 69 лет работы ДЖД более 7 тысяч мальчишек и девчонок прошли профориентацию, знакомясь с работой железнодорожников, около трети ребят связали свою судьбу с железнодорожным транспортом, стали большими руководителями, передовиками производства, сообщила служба по связям с общественностью КраснЖД.