03.11.2003   15:25

Сегодня исполнился 61 год со дня гибели первой экспедиции, возглавляемой Александром Кошурниковым, по "трассе мужества" Абакан - Тайшет Красноярской магистрали. На ст.Кошурниково прошли мероприятия, посвященные памяти первооткрывателя.

Красоты "трассы мужества" в этом году стали доступны всем жителям Красноярского края, благодаря пуску ускоренной электрички по этому направлению в дневное время.

История экспедиции Кошурникова:
В 1942 году Александр Кошурников вместе с Константином Стофато и Алексеем Журавлевым отправились на оленьих упряжках проводить изыскательские работы из Нижнеудинска в сторону Абакана. Эта местность была непроходимой.

Вот что писали по этому поводу иностранные специалисты: "Глухая тайга с массой поваленных вет­ром стволов, с травами выше человеческого роста, без топора летом и осенью непроходима. Нет ни дорог, ни даже троп, по которым можно было бы сделать предварительные осмотры местности".

Изыскателям удалось пройти почти весь путь, они погибли, когда до жилья оставалось около 50 километров.

Все началось с того, что выход экспедиции задержался, и отправляться в дорогу пришлось в зиму - 5 октября. По расчетам Кошурникова, они должны были вернуться к ноябрю. Но зима в 1942 году году была необыкновенно суровой. Препятствия встречались на пути одно за другим. Вначале кончился ягель – корм для оленей, животные погибли, дальше пришлось идти пешком. Потом исследователей бросил местный проводник.
Сквозь завалы и заросли пробивались топором, сплавлялись на плотах по реке Кызыру.
Несмотря ни на что, Кошурников все время вел инженерный дневник, оценивал местность, набрасывал чертежи будущей трассы.
Ослабевшего от голода Константина Стофато на плоту затянуло под льдину. Алексей Журавлев успел спрыгнуть с плота, но не добрался до берега. Дневник Кошуникова оборвался на записи, сделанной 3 ноября: "Пишу, вероятно, последний раз. Замерзаю... Иду пешком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и пищи. Вероят­но, сегодня замерзну"…

Только осенью 1943 года местный ры­бак натолкнулся на занесенное песком тело исследователя в прибреж­ных кустах у Кызыра. В воде белели прилипшие к камням на мелково­дье листки бумаги — дневник начальника экспедиции, бесценный по зафиксированным в нем данным изысканий и потрясающий пример силы духа. Этот дневник оказал неоценимую помощь при дальнейшей разработке ветки, которая в честь подвига Кошурникова, Стофато, Журавлева была названа "трассой мужества". Именами героев названы три станции на этой трассе, сообщил пресс-центр КраснЖД.