18.02.2004   12:34

В этом году исполнится 110-лет Красноярскому железнодорожному техникуму.

     Первое железнодорожное училище Великого Сибирского пути, которое "готовило бы потребных для постройки и железнодорожной службы низших техников из уроженцев Сибири, привыкших к климату и знакомых с местными условиями", решено было открыть в Красноярске.
     13 мая 1894 года Николай II подписал рескрипт об открытии в губернском центре первого Сибирского технического училища. А уже 2 октября того же года состоялось торжественное открытие училища, которому "высочайше соизволено" было носить имя Государя-императора.
     Во главе нового учебного заведения встал 38-летний коллежский советник Николай Яковлевич Добрынин. Проявивший себя в качестве хорошего организатора и хозяйственника, он прекрасно подходил для столь ответственного дела, как организация первого на магистрали железнодорожного училища.
     Занятия (т. н. теоретический курс) начинались с 8 часов утра и продолжались до 2 часов дня. В первом классе преподавали общеобразовательные предметы. Вторые и третьи классы постигали специальные курсы: железнодорожное дело, паровозы, вагоны, геодезия, строительное искусство, телеграфия и др.
     После занятий – часовой перерыв. Затем ребятам выдавались комбинезон, рабочий костюм, шинель, форменная фуражка с техническим значком, и до 18:00 учащиеся по специально утвержденному учебному плану овладевали массовыми рабочими специальностями на базе Главных железнодорожных мастерских. В то время мастерские и депо в Красноярске являлись самым крупным промышленным предприятием не только в Енисейской губернии, но и во всей Сибири. В 1898 году в них было занято две тысячи рабочих (в 1897 году все 27 частных промышленных заведений города располагали 392 рабочими).
     По окончанию трехгодичного учебного цикла учащимся выдавалось свидетельство и направление на 2-х летнюю практику в мастерские и на строительные работы Средне-Сибирской железной дороги. Успешно прошедшие практику допускались к прохождению выпускных экзаменов, после сдачи которых присваивалась квалификация и выдавалось удостоверение техника, а также аттестат об окончании училища. Аттестационная комиссия состояла из высококвалифицированных специалистов под председательством начальника отделения службы пути.
     Выпуск специалистов-техников вплоть до реорганизации училища в 1920 году колебался от 10 до 26 человек ежегодно. Соответственным был и прием в училище. Число желающих поступить обычно превышало число вакансий в три и более раз. Так, в 1904 году к вступительным экзаменам было допущено 77 человек, принято 26. Многие из абитуриентов не выдерживали экзамены, другие не проходили по состоянию здоровья.
     В итоге за четверть века своего существования первое Сибирское техническое училище имени императора Николая II выпустило 433 специалиста. Все выпускники начинали свой трудовой путь в службах Средне-Сибирской железной дороги. Из них более половины – в службе подвижного состава и тяги, около 40% – в службе строительства пути и зданий, остальные – в службе телеграфии.
     В настоящее время потребность в квалифицированных кадрах выросла в разы, техникум оперативно реагирует на ситуацию. В прошлом году только с очного отделения выпущен 281 специалист. Техникум готовит кадры по девяти специальностям, сообщил пресс-центр КраснЖД.