Шрифт
Цвет
Обычная версия сайта
Российские железные дороги
Меню
30.03.2002
Газета "Гудок"

Реформа сильна людьми

ЦК Роспрофжела считает, что социальную сферу отрасли "рубить" больше нельзя

В 2001 году был обеспечен дальнейший рост объёмов грузовых перевозок, производительность труда выросла более чем на 11 процентов. Балансовая прибыль по основной деятельности составила 31,2 миллиарда рублей, что позволило выполнить обязательства Отраслевого тарифного соглашения и коллективных договоров.
     По настоянию и при активном участии ЦК профсоюза была принята Отраслевая программа повышения уровня социальной защищенности железнодорожников на период проведения преобразований. Разработана и одобрена коллегией МПС Отраслевая целевая программа содействия занятости высвобождаемых работников железнодорожного транспорта на 2001 - 2005 годы. Вступил в действие механизм повышения реальной заработной платы. Началось осуществление Концепции жилищной политики на федеральном железнодорожном транспорте в 2001 - 2005 годах. В прошедшем году профсоюз стал полноправным членом ФНПР и тем самым подтвердил своё стремление находиться в едином строю с общероссийским профсоюзным движением. (...)
     Зарплата в 2001 году индексировалась выше уровня роста потребительских цен и впервые реально повысилась за счёт роста производительности труда. Но, несмотря на это, по обоюдному признанию социальных партнёров, она отстаёт от уровня оплаты труда многих ведущих отраслей промышленности и регионов, вызывая неудовлетворённость железнодорожников и отток из отрасли наиболее квалифицированных кадров. Поэтому основной задачей профсоюза на предстоящий период является дальнейшее повышение реальной заработной платы, в первую очередь, за счёт чёткой реализации ОТС в части полной и своевременной индексации зарплаты в зависимости от роста цен, с учётом интенсивности работы и региональных аспектов, но не менее 50 процентов по отношению к четвёртому кварталу 2001 года. (...)
     ...На мероприятия по охране труда в прошедшем году израсходовано более двух миллиардов рублей, или 0,8 процента от эксплуатационных расходов при нормативе 0,7 процента. Проведена аттестация рабочих мест по условиям труда на 98 процентов от числа рабочих мест. По настоятельному требованию ЦК профсоюза МПС выделены средства на централизованную закупку спецодежды через "Росжелдорснаб" на 500 миллионов рублей. (...)
     Защита трудовых прав и интересов железнодорожников - одна из главных задач профсоюза. По требованию его правовой инспекции привлечено к дисциплинарной ответственности в прошлом году 460 должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде. Инспекторами принято более 20 тысяч членов профсоюза, которым даны консультации, оказана правовая помощь. (...)
     В соответствии с Программой реформирования железнодорожного транспорта осуществляется передача объектов социальной сферы в ведение субъектов Российской Федерации. Этот процесс сложный как со стороны его финансового обеспечения, так и с социальной точки зрения. (...)
     Совместно с МПС, подчеркнул докладчик, необходимо ещё раз пересмотреть перечень объектов социальной сферы на передачу в муниципальную собственность, с учётом их социальной значимости, необходимой достаточности и численности занятого в отрасли контингента для удовлетворения социально-бытовых и культурных потребностей работников железнодорожного транспорта и членов их семей. Усилить конкретную адресную помощь и внимание к нуждам неработающих пенсионеров, ветеранов железнодорожного транспорта, инвалидов. (...)
     С докладом "О ходе реализации Концепции жилищной политики на федеральном транспорте и предложениях по её корректировке" выступила заместитель председателя Роспрофжела Надежда Бородина.
     В настоящее время, сказала она, 211 тысяч семей железнодорожников (примерно 14-15 процентов от общего числа работающих 10 - 15 и более лет) состоят в списках очередников на улучшение жилищных условий. Более 20 тысяч семей (по состоянию здоровья, тяжёлым жилищным условиям) нуждаются в первоочередном предоставлении квартир. Сегодня приходится констатировать, что внедрение ипотечного жилищного кредитования неприемлемо для абсолютного большинства железнодорожников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется крайне медленно и не получает развития. Как показывают итоги работы за 2001 год, в отрасли впервые не выполнен план ввода жилья. При плане 600 тысяч квадратных метров было введено лишь 417,3 тысячи, в том числе ЗАО "Желдорипотека" обеспечило строительство и приобретение всего лишь 43,3 тысячи квадратных метров при плане 256,6 тысячи. (...)
     При средней заработной плате в декабре 2001 года у работников железнодорожного транспорта в 5163 рубля и стоимости одного квадратного метра жилья около 10 тысяч рублей по сети совокупный семейный доход должен бы составлять: 11657 рублей - для приобретения через ЗАО "Желдорипотека" 1 - комнатной квартиры общей площадью 40,0 квадратных метра, 14571 рубль - для приобретения 2-комнатной квартиры площадью 50 квадратных метров и 17486 рублей - 3-комнатной площадью 60 квадратных метров... Вторая причина - это отсутствие чёткой схемы финансирования жилищного строительства с использованием ипотечного кредитования. И третья - видимо, ошибочный выбор коммерческого варианта системы ипотечного кредитования в форме закрытого акционерного общества "Желдорипотека". В этой связи считаем необходимым просить министра путей сообщения Геннадия Фадеева внести соответствующие изменения и дополнения в Концепцию жилищной политики на федеральном железнодорожном транспорте. (...)
Валерий ХУДАЕВ