Шрифт
Цвет
Обычная версия сайта
Российские железные дороги
Меню
17.03.2020
ИА "Интерфакс"

Железнодорожный профсоюз опасается недовольств в регионах при ограничениях соцвыплат компаниями

Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей (Роспрофжел) критически относится к предложениям Федеральной антимонопольной службы РФ, ограничивающим размеры социальной поддержки в компаниях.

"Один из пунктов (законопроекта "Об основах государственного регулирования тарифов) гласит, что размер средней заработной платы работников регулируемого субъекта не должен превышать среднюю зарплату по региону, в котором он осуществляет свою деятельность", – заявил председатель Роспрофжела Николай Никифоров в интервью газете "Гудок".

"Если эту норму утвердят, возможно резкое падение зарплаты в тех отраслях, где работники получают больше, чем в среднем по региону. Например, у железнодорожников только в двух-трех субъектах России зарплата ниже, чем в субъекте РФ, а в 76 регионах она выше. Почему она выше, ФАС, видимо, не интересно", – добавил он.

"Но это еще не все. Закон ограничит расходы компаний на социальные нужды. Их размер, по мнению антимонопольной службы, не сможет превышать 7% от расходов на оплату труда. Достаточно ли будет этой суммы для реализации отраслевых соглашений, коллективных договоров? Например, в ОАО "Российские железные дороги" данные расходы значительно выше. Если пойдет резкое сокращение зарплаты или отмена традиционных социальных льгот, произойдет социальный взрыв", – отметил Никифоров, назвав при этом цифру "7%" "очень спорной".

По его словам, позиция Роспрофжела в этой связи заключается в том, чтобы "не навредить людям, не ухудшить их финансовое положение". "Мы изложили ее в ФАС, но она не была услышана. Первоначальный вариант законопроекта был рассмотрен еще весной 2019 г. Тогда было высказано множество критических замечаний – как от работодателей, так и от профсоюзов. Солидарную отрицательную позицию по законопроекту занимают объединение "Желдортранс", РЖД и Роспрофжел. Законопроект отправился на доработку. Но на слушаниях осенью выяснилось, что наши замечания учтены не были", – сказал Никифоров.

Очередное согласительное совещание прошло в антимонопольной службе 15 ноября. Тогда работодатели и профсоюзы предложили ограничить размер зарплаты у работников регулируемой компании таким образом, чтобы он не превышал двойную среднюю заработную плату по региону. Также озвучена идея о том, чтобы экономически обоснованные расходы на социальные нужды, включая необходимую валовую выручку компании, были в размере, не превышающем 15% от расходов на оплату труда. "По состоянию на февраль изменений пока нет. Мы вместе с работодателями и Федерацией независимых профсоюзов России продолжим переговоры", – сообщил глава Роспрофжела.

В 2019 г., по словам Никифорова, профсоюзу "удалось решить много важных вопросов". "Российские железные дороги" увеличили суммы выплаты по 15 пунктам (корпоративного коллективного) договора, включая материальную помощь семьям с детьми, которая не индексировалась с 2011 г. Более чем в 2 раза с этого года повышено финансирование спортивных мероприятий, почти на 30% выросла компенсация работникам за занятия в спортивных секциях", – уточнил он.

Никифоров добавил, что многие железнодорожные организации также повысили объем социальных гарантий. Часть "дочек" РЖД обязалась проводить консультации с профсоюзом по вопросу уменьшения численности персонала: Роспрофжел против этого без веских оснований (например, внедрения новой техники, изменения технологий, переход к прогрессивным формам труда и производства). Профсоюз считает недопустимым повышение производительности труда исключительно за счет сокращения штата, сказал Никифоров. Всего в 2019 г. был подписан 291 новый коллективный договор, "каждый – с улучшениями".

"Мы договорились с РЖД разработать "дорожную карту" для поэтапного, с разбивкой по годам, повышения заработной платы работников в соответствии с долгосрочной программой развития до 2025 г. Как один из вариантов: будем рассматривать повышение реальной зарплаты на уровне роста производительности труда за счет частичного использования средств, высвобождающихся в связи со снижением численности персонала", – сообщил председатель Роспрофжела.

"Также необходимо проводить постоянный мониторинг региональных рынков труда, применяя региональное регулирование зарплаты. В 2020 г. эти процессы будут в работе. Продолжим обсуждать с "Российскими железными дорогами" и вопрос выплаты ежегодных поощрений работникам за рост производительности труда по итогам года. Два года подряд (в 2017 и 2018 гг.) компания вознаграждала сотрудников, в 2019 г. в условиях непростой финансово-экономической ситуации выплаты не было", – добавил он.

Никифоров напомнил, что острым сейчас является вопрос привлечения и закрепления персонала на Байкало-Амурской магистрали и в северных регионах – "из-за того недостаточно развита социальная инфраструктура и сложные условия жизни". "Для работников большое значение имеет материальная мотивация: заработная плата и социальные льготы. На БАМе установлена надбавка к зарплате в 10% от оклада, в этом году принято решение о дополнительной компенсации стоимости авиаперелета на Черное море", – заявил глава профсоюза.

"На наш взгляд, нужна федеральная программа. По закону молодым работникам – жителям северных регионов процентная надбавка начисляется пошагово и достигает максимального размера по истечении 5 лет работы. РЖД с 2017 г. начисляют молодым специалистам процентную надбавку с первого дня работы при условии проживания не менее 5 лет, но в Бурятии, Свердловской, Тюменской, Томской, Иркутской областях в Пермском крае льготного порядка исчисления надбавки нет. Мы предлагаем законодательно закрепить норму о надбавке молодежи в возрасте до 35 лет в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях вне зависимости от срока проживания", – отметил Никифоров.

Нужно создавать условия и для "вахтовиков", которые также восполняют дефицит кадров в некоторых регионах, добавил глава Роспрофжела. "(Необходимо строить) хорошие общежития квартирного типа, чтобы человек мог нормально жить, заниматься спортом, проводить досуг. Очень важна доступная и качественная медицинская помощь", – сказал он.

В Российском профессиональном союзе железнодорожников и транспортных строителей состоит более 1,5 млн железнодорожников, транспортных строителей, сотрудников метрополитенов, ведомственной охраны, отраслевых медицинских и учебных заведений, вузов. Роспрофжел объединяет членов профсоюза РЖД и более 70 их "дочек".