Шрифт
Цвет
Обычная версия сайта
Российские железные дороги
Меню
15.06.2021
Коммерсант (Ижевск)

Перрон останется

На «Авито» появились объявления о продаже и сдачу в аренду 9 зданий автовокзалов и автостанций Удмуртии. Указывается, что у будущих собственников будет обременение в виде необходимости сохранения части территории под кассы и зал ожидания пассажиров. В ООО «Автовокзалы Удмуртии» говорят, что на работу вокзалов и расписание автобусов это не повлияет. Эксперты отмечают, что основной причиной продажи автовокзалов может быть их нерентабельность из-за большой площади и сокращения пассажиропотока.

9 зданий автовокзалов и автостанций Удмуртии решили продать или сдать в аренду. Объявления об этом появились на «Авито». Владельцев помещений ищут для автовокзалов в Воткинске, Сарапуле, Глазове, Можге и Грахово, а также для автостанций в поселке Игра и селах Малая Пурга, Селты, Нылга. Самое дешевое помещение в селе Нылга продается за 2,6 млн рублей, самое дорогое – в Глазове – за 101 млн рублей.

Здания принадлежат ООО «Автовокзалы Удмуртии». В компании планы по продаже и сдаче в аренду помещений не подтвердили, но и не опровергли, как и не назвали причину такого решения. В официальном письме на запрос «Ъ-Удмуртия» генеральный директор компании Сергей Зайнуллин ответил:

«Закрытие или ограничение работы автовокзалов и автостанций не планируется, вне зависимости от проведения любых коммерческих операций. Деятельность автовокзалов и автостанций будет осуществляться в прежнем режиме».

О том, что автовокзалы закрываться не будут, «Ъ-Удмуртия» подтвердили и по телефону, указанному в объявлении на «Авито». «Оставить часть площади под автовокзал – обязательное условие. И размеры должны быть комфортны для автостанции, иначе продажи просто не будет. Сейчас размеры не установлены, это будет обсуждаться индивидуально», – пояснил собеседник.

В аренду также сдается помещение ижевской Южной автостанции. В 2017 году площадь станции сократили и часть помещения арендовал магазин «Магнит». Как рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Алексей Горбачов, изначально автостанция строилась на пассажирооборот в 5 тыс. человек, но поток людей сократился. «Пассажиров на Южной автостанции уже не так много. Теперь там проходит где-то 500 человек в сутки. Это не покрывает тех расходов, которые уходят на содержание большого зала автостанции. А у «Магнита» проблема была с тем, что основная доля их продаж – алкоголь. Но закон запрещает продавать его на автостанциях и автовокзалах. Поэтому площадь автостанции снова пустует», – объяснил чиновник.

Министр заверил, что даже если здание автостанции где-то в республике закроется, то можно будет открыть новое. Министерство уже получило предложение от АО «РЖД"перенести автовокзалы и автостанции в здания железнодорожных вокзалов, где это возможно. Так, под одной крышей автостанцию и железнодорожный вокзал уже разместят в Можге, сейчас идет строительство.

Устаревшие автовокзалы – главная причина, почему эти здания продают и сдают в аренду, считает председатель регионального отделения общероссийского объединения пассажиров Наиль Зиятдинов.

«На сегодняшний день в Удмуртии практически нет ни одного автовокзала, который бы соответствовал современным требованиям. Они как были еще в советское время построены, так они и находятся в этом состоянии. Автостанции в таком упадке, что от них действительно проще избавиться. Когда собственник понимает, что не покрывает какие-то затраты, то избавляется от лишних площадей. Проще их содержание передать арендаторам или просто продать их. Это чистая экономика, тут никакой заботы о пассажирах нет», – сказал господин Зиятдинов.

Сложности с самоокупаемостью автовокзалов отмечает и первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. По его словам, сокращение площадей автовокзалов и их закрытие – общая тенденция по всей стране. «Дело в том, что зачастую здания автовокзалов находятся на балансе муниципальных властей, а денег на их содержание и развитие не хватает. Сделать самоокупаемыми автостанции в регионах не всегда возможно - муниципальный транспорт должен удерживать низкие цены на поездки. Потому часто площади автовокзалов сдаются арендаторам, которые открывают здесь кафе или магазины», – рассказал господин Сигал.

Эксперт также заметил, что растущие затраты на содержание личного автомобиля заставляют многих людей снова пересаживаться на общественный транспорт. Так что, возможно, автовокзалы в регионах скоро получат новую жизнь.

Нестерова Дарья