Шрифт
Цвет
Обычная версия сайта
Российские железные дороги
Меню
22.10.2021
Газета "Коммерсантъ"

Разрезидентские гарантии

Структуры «Росатома» просят поддержать экспорт угля в Китай.

«Атомредметзолото» (АМРЗ), входящее в «Росатом», попросило ряд преференций, которые позволят гарантировать экспорт в Китай угля с Уртуйского угольного разреза. Выручка от этого экспорта идет на постройку уранового рудника, но в последнее время она сократилась из-за китайских противоэпидемических мер и, как сообщает АРМЗ, из-за невозможности вклиниться в поток кузбасских объемов, идущих на экспорт. Компания просит зарезервировать для нее пропускную способность через Забайкальск на 100 тыс. тонн угля в месяц, но с Забайкальском – давние проблемы, и сейчас через него проходит лишь 200 тыс. тонн российского угля.

«Атомредметзолото» (структура «Росатома») предложило Минэнерго дать приоритет на территории Дальневосточного федерального округа экспорту бурого угля, добываемого у железнодорожных пунктов пропуска, и ограничить доступ к инфраструктуре ОАО «РЖД» для угля, экспортируемого компаниями, которые не являются угледобывающими. Это следует из письма гендиректора АРМЗ Владимира Верховцева замминистра энергетики Петру Бобылеву. Конкретно для Приаргунского производственного горно-химического объединения (ППГХО) – структуры АРМЗ, помимо урана добывающей бурый уголь на Уртуйском угольном разрезе в Забайкалье, – холдинг просит закрепить квоту на экспорт угля через погранпереход Забайкальск – Маньчжурия в объеме не менее 1 млн тонн ежегодно и 100 тыс. тонн ежемесячно. В Минэнерго заявили «Ъ», что изучают это обращение. В АРМЗ сказали, что не комментируют рабочую переписку.

ППГХО еще в прошлом году столкнулось с проблемами вывоза угля. Получаемая от продажи угля, в основном в Китай, выручка идет на строительство нового уранового рудника №6. Его проектная стоимость – 18 млрд руб., из этой суммы 6 млрд руб. уже инвестированы. Таким образом потери – а в письме говорится о снижении выручки на 1 млрд руб. в 2020 году – чувствительны для этого проекта. В интервью «Ъ» 6 октября глава ППГХО Иван Киселев сетовал прежде всего на китайские ограничения: «китайская сторона постоянно ограничивала грузопоток, то есть нам разрешали завозить уголь меньшим количеством вагонов», и в этом году ситуация не улучшилась. О влиянии противопандемийных мер в Китае на трансграничную торговлю в ОАО «РЖД» «Ъ» сообщили, что ситуация на погранпереходе Зайбайкальск – Маньчжурия за последнее время существенно не изменилась. Ежемесячно через Забайкальск на экспорт проходит около 200 тыс. тонн угля (ППГХО – около 50 тыс. тонн), уточнили в компании.

Но сейчас АРМЗ сетует на другую проблему. Как сообщается в письме, на 2021 год с китайской стороной законтрактован объем угля 1,5 млн тонн, что предполагает выручку около 2 млрд руб. Но экспортные возможности для угля ППГХО с лета 2020 года ограничены из-за преимущества для Кузбасса, закрепленного в правилах недискриминационного доступа к инфраструктуре. Если в 2019 году было отгружено 1,5 млн тонн угля, то по этой причине в 2020 году экспорт угля составил всего 580 тыс. тонн, а за девять месяцев 2021 года – около 485 тыс. тонн, сообщается в письме. «Ограничения, связанные с выделением необходимого количества полувагонов и прекращением поставок контейнеров типа open top в первом полугодии, уже привели к срыву поставок угля китайским потребителям на 40% и создали предпосылки имиджевых потерь «Росатома» как гарантирующего поставщика товаров и услуг на международном рынке», – говорится в документе. АРМЗ опасается, что при сохранении текущей ситуации китайские потребители откажутся от угля Уртуйского угольного разреза.

По подсчетам главы «Infoline–Аналитики» Михаила Бурмистрова, за девять месяцев ППГХО отправило на экспорт в полувагонах и контейнерах open top 482 тыс. тонн угля, что на 24,7% больше, чем годом ранее. При этом с октября 2020 года по июль 2021 года ППГХО отправило на экспорт в Китай 361 тыс. тонн в open top. Но по отправкам в open top, замечает он, российские отправители полностью зависят от китайской стороны, которая предоставляет сами контейнеры и принимает груз только в них. В июле схема отправки в контейнерах по инициативе китайской стороны была полностью прекращена. По мнению эксперта, предложения по ограничению доступа к инфраструктуре для неугольных компаний представляются крайне странными и не соответствуют принципам ее равнодоступности.

 

Зайнуллин Евгений, Скорлыгина Наталья, Смертина Полина