Шрифт
Цвет
Обычная версия сайта
Российские железные дороги
Меню
21.10.2021
АЭИ "Прайм"

Высокого спроса на закупки железнодорожных вагонов пока не ожидается

Высокого и стабильного спроса на закупки новой железнодорожной техники российские вагоностроители пока не ожидают ввиду роста стоимости на сырье и комплектующие, а также отсутствия взрывного роста на грузовые перевозки, сообщили РИА Новости эксперты отрасли.

 

Промышленность попала в турбулентность

Как рассказал заместитель гендиректора по сбыту «РМ Рейл» Александр Куликов, сейчас отечественные машиностроители, в том числе вагоностроители, попали в область высокой турбулентности.

«С одной стороны, в течение 2021 года производители уже вполне ощутили отсутствие стабильного и, что немаловажно, адекватного спроса с точки зрения стоимости подвижного состава. Это касается многих сегментов рынка и объясняется его ожидаемым насыщением. С другой стороны, сырье, детали и комплектующие показали рекордное подорожание на фоне заключенных контрактов по «докризисным» ценам», – полагает Куликов.

По его словам, еще одной проблемой является дефицит квалифицированных кадров для предприятий машиностроительной сферы. «Суммарный эффект от внешних факторов на фоне отсутствия мер господдержки и регулирования цен на сырье ставит предприятия в буквальном смысле на грань выживаемости», – говорит заместитель гендиректора по сбыту «РМ Рейл».

 

Закупки тормозят

По мнению вице-президента «Объединения производителей железнодорожной техники» Владимира Матюшина, ключевой проблемой является снижение закупок железнодорожной техники.

«За все предыдущие годы было выпущено достаточное количество новых образцов (техники), промышленность готова поставлять продукцию выше качеством, чем которое находится в массовой эксплуатации. ... Я не думаю, чтобы появился какой-то ажиотажный спрос на что-либо, не предвещает ничего. Весной в прессе сообщали о повышении объемов перевозок, но никакого скачка не произошло, и спрос на вагоны вверх не пошел», – сказал он.

Исполнительный директор союза «Объединение вагоностроителей» Евгений Семенов утверждает, что основная трудность для вагоностроителей – это невозможность прогнозирования планомерного производства и долгосрочного баланса парка из-за имеющегося ажиотажного спроса на отдельные типы подвижного состава.

«Так, с учетом изменений на глобальных сырьевых рынках (в первую очередь, рост спроса на уголь) выросло производство полувагонов (36% от общей доли), а тренд на контейнеризацию грузовой базы повлиял на уровень производства вагонов-платформ (35% от общей доли)», – отметил Семенов.

 

Полигон диктует спрос 

По его прогнозу, в 2022 году ситуация на рынке вагоностроения будет во многом зависеть от реализации планов по развитию Восточного полигона. «Очевидно, что увеличение провозных способностей потянет за собой увеличение объемов производства подвижного состава. Главным при этом станет – недопущение профицита в будущем», – говорит эксперт.

Семенов считает, что достичь этого можно только «разумной работой на долгосрочную перспективу, взвешенной оценкой планов производства и закупок, что позволит и операторам, и вагоностроителям сохранить баланс на рынке подвижного состава и нивелировать риски от неопределенности на рынке».

В то же время он говорит, что спрогнозировать производство грузовых вагонов на будущий год в текущих условиях «довольно-таки сложная задача», так как слишком много неопределенности. Впрочем, по его словам, для вагоностроителей комфортным можно считать объем производства не менее 50 тысяч грузовых вагонов в год.

«Эта цифра позволит сохранить квалифицированный персонал, продолжить выполнение программ по обновлению основных фондов предприятий, а также вкладывать средства в реализацию НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и созданию новой продукции для рынка», – заключил эксперт.