Шрифт
Цвет
Обычная версия сайта
Российские железные дороги
Меню
28.10.2021
Газета "Российская газета"

Тяга к зеленому

Локомотивы переводят на чистое топливо.

Железнодорожный транспорт – один из наиболее экологичных. Согласно данным Международного союза железных дорог (UIC), в Европе его доля в общем объеме «транспортных» выбросов составляет не более 3%. В России вклад «железки» в общий котел эмиссии парниковых газов и того меньше – около 1,8%, причем доля РЖД вообще менее 1%.

«По оценке UIC, РЖД занимают первое место в мире по энергоэффективности грузовых перевозок и четвертое место по энергоэффективности пассажирских. Холдинг последовательно реализует повестку энергоэффективности и является эмитентом «зеленых» облигаций. Мы достигли такого преимущества перед другими странами благодаря самой протяженной сети электрифицированных дорог», – говорит Владимир Андреев, и. о. зам. гендиректора – главного инженера компании «Российские железные дороги».

Cвыше 85% пассажиров и 87% грузов у нас перевозится на электрической тяге, электрифицированы практически все ключевые магистрали, в том числе Транссиб. «Только в 2020 году РЖД потратили на охрану окружающей среды 4 миллиарда рублей – это очень солидная цифра, – рассказывает Роман Пукалов, директор природоохранных программ Общероссийской общественной организации «Зеленый патруль». – На эти деньги были построены 11 очистных сооружений для сточных вод, технологическая линия по переработке отходов на станции Пермь сортировочная, на 138 объектах РЖД либо угольные котельные переводились на газ, либо устанавливалось современное газоочистное оборудование, внедрялись водосберегающие технологии».

Эксперт отмечает, что его немного огорчили планы компании по снижению удельных выбросов парниковых газов: всего на 4,5% к 2025 году по сравнению с уровнем 2018-го. Но он уверен, что если будут реализованы обсуждаемые планы по частичному переходу на водородное топливо, то дела пойдут активнее.

В железнодорожных перевозках больше всего выбросов от дизельных локомотивов, и это большая проблема даже в США и некоторых странах Европы. В качестве альтернативы дизелю мировые производители рассматривают аккумуляторы и топливные элементы. Такие программы в Европе субсидируются государством. «В России, которая и так является одним из лидеров по использованию электротяги, ведутся разработки, которые позволят отрасли стать еще более углеродно нейтральной», – говорит Алексей Леонтович, замгендиректора SAP CIS.

Например, недавно РЖД, правительство Сахалинской области, «Росатом» и «Трансмашхолдинг» подписали протокол о признании проекта организации железнодорожного сообщения с применением поездов на водородных топливных элементах на Сахалине целесообразным и технически осуществимым. Благодаря им удастся вообще свести к нулю вредные выбросы в атмосферу. В ближайшее время будет спроектирована и изготовлена опытная партия из семи поездов. На Сахалине создадут малотоннажное производство водорода и сеть топливозаправочных комплексов. Сахалинская область выходит в лидеры новой для России, очень перспективной отрасли экономики, связанной с производством и использованием водорода.

«Аналогичные проекты уже перешли в стадию эксплуатации в ЕС. В Германии с 2018 года запущен в коммерческую эксплуатацию Coradia iLint – поезд на водороде от французского концерна Alstom. В планах у железнодорожных компаний Германии, Австрии и Франции закупить еще более 41 уже серийных водородных поездов для использования прежде всего на неэлектрифицированных участках сети», – говорит Дмитрий Федоров из ИнфраВЭБ.

Там, где нет возможности электрифицировать железную дорогу, могут использоваться локомотивы на сжиженном природном газе (СПГ). В эксплуатации в РЖД находятся два газотурбовоза на СПГ, до 2025 года компания планирует получить еще 23 единицы таких газотурбовозов.

Совместно с заводами-изготовителями разрабатывается маневровый локомотив, работающий на аккумуляторных батареях. Первый опыт успешной работы в сфере аккумуляторных технологий – поезд Desiro ML Cityjet eco, который в Австрии перевозит пассажиров уже с сентября 2019 года. Если поезд покидает электрифицированный участок, автоматика тут же переключает питание тяговых электромоторов на питание от аккумуляторов.

«Применение аккумуляторов вместо дизельных силовых установок позволит отказаться от всей цепочки поставок дизельного топлива для поездов, то есть полностью снимутся вопросы его доставки, хранения, экипировки, учета расходов и многие другие. Конечно, необходимо дооснащение депо и пунктов оборота устройствами для заряда батарей. Но при существующих разработках в области преобразовательной техники все такие вопросы могут быть решены эффективно», – говорит Сергей Сучков, директор по работе с ключевым заказчиком «Сименс Мобильность» в России.

 

Акцент

В России перевозится на электрической тяге свыше 85% пассажиров и 87% грузов.

 

Тем временем

Есть еще железнодорожный транспорт необщего пользования, который обслуживает промпредприятия. «Здесь пока все сложнее, ни одного локомотива на альтернативной тяге сегодня в эксплуатации на путях необщего пользования нет, и этот факт показывает, насколько мы пока далеко от прорыва в вопросе снижения углеродного следа», – рассказывает Александр Маняхин, исполнительный директор СРО Ассоциация «Промжелдортранс». По мнению эксперта, проблема в отсутствии единого центра принятия решений. Рынок в большей части состоит из средних и малых предприятий, и поддержки со стороны государства он не получает.

Павлова Анастасия