Шрифт
Цвет
Обычная версия сайта
Российские железные дороги
Меню
23.11.2021
"Независимая газета"

Московские центральные диаметры перевезли уже 309 миллионов пассажиров

Важнейший транспортный проект столичного региона развивается, несмотря на пандемию.

Московским центральным диаметрам (МЦД) исполнилось два года – за это время комфортными поездами первых двух линий воспользовались 309 млн пассажиров. Всего планируется открыть пять диаметров, и в столичной агломерации будет создана новая современная транспортная система, которая позволит жителям Москвы и Подмосковья проезжать столицу на поездах насквозь, снизив загруженность автомобильных дорог.

Движение по первым двум диаметрам – МЦД-1 и МЦД-2 – было открыто в ноябре 2019 года. Первый диаметр через центральную часть Москвы соединил Одинцово и Лобню, а второй связал Нахабино и Подольск.

Организаторы МЦД стремились превратить старую систему электричек в современную, чтобы поезда использовались не только для перевозки пассажиров в столицу и за город, но и внутри Москвы, для непродолжительных поездок в мегаполисе. Линии, пронизывающие город, призваны были снять нагрузку с метрополитена и столичных вокзалов, которые использовались пассажирами для пересадки с электричек на метро, а также уменьшить загрузку подмосковных трасс. По ним ежедневно массы людей направлялись на работу и домой, а улучшить ситуацию должна была удобная система общественного транспорта. В результате запуска только первых двух линий примерно 4 млн человек, живущие в 45 районах Москвы и 7 подмосковных городских округах, получили доступ к современной транспортной системе.

Запуск МЦД – это целый комплекс преобразований, который кардинально меняет прежнюю систему электричек. В первую очередь модернизируется существующая железнодорожная инфраструктура, реконструируются пути, заменяется покрытие платформ, устанавливаются навесы для пассажиров. Продумываются и создаются пересадки с МЦД на другие виды транспорта, единая билетная система и навигация, позволяющая пассажирам без проблем понять, как использовать диаметры, метро и Московское центральное кольцо (МЦК). За два года работы МЦД-1 и МЦД-2 были построены или реконструированы 22 станции, из которых 13 – для первых двух диаметров, а остальные – для маршрутов, которые будут открыты в перспективе. Напомним, всего планируют открыть пять диаметров, в числе которых МЦД-3 – от Зеленограда до Раменского, МЦД-4 – от Апрелевки до Железнодорожного и МЦД-5 – от Пушкино до Домодедово.

Пассажиры в первую очередь оценили, конечно, современные поезда «Иволга», спроектированные и собранные в России. Бесшумные составы с вагонами без тамбуров, с современной планировкой, удобными креслами, полками для багажа. Широкие двери открываются при нажатии на кнопку. В вагонах «Иволги» есть климат-контроль, крепления для велосипедов, USB-розетки для зарядки гаджетов, видеомониторы, Wi-Fi, информационные табло, туалетные комнаты. Старые электропоезда с деревянными скамьями, которые ранее курсировали по этим направлениям, сейчас большинство пассажиров вспоминает просто с содроганием.

«МЦД – проект, который позволил переосмыслить функционирование пригородного железнодорожного транспорта в Москве и области, – говорит заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. – Линии наземного метро создали совершенно другие возможности для миллионов людей и Московской агломерации в целом. Общий рост пассажиропотока, увеличение числа коротких поездок внутри города, сокращение расходов на дорогу, разгрузка автомобильных дорог и метро, мощный импульс для развития некогда забытых и непривлекательных территорий позволяют нам говорить о том, что мы двигаемся в правильном направлении. И мы продолжим развивать существующие диаметры и приближать запуск следующих».

В первую очередь были открыты диаметры, для старта которых требовалось меньше всего технических преобразований и строительства. По словам мэра Сергея Собянина, еще три диаметра более сложные с технической точки зрения, однако они тоже вскоре начнут работу, открыв новые возможности для развития Москвы и Подмосковья. «Московские центральные диаметры вывели столичный транспорт на новый уровень. Там, где годами были маленькие полустанки, появились большие городские вокзалы. Вместо старых электричек – бесшумные поезда с климат-контролем. С приходом МЦД мы ввели единую тарифную систему, и люди стали экономить на поездках», – отметил глава города. Действительно, после запуска МЦД пассажиры, ранее использовавшие электрички, стали платить меньше, например, благодаря бесплатным пересадкам с МЦД на метро и МЦК. Этот единый тарифный подход позволяет сделать поездки по Москве до 50%, а по Подмосковью до 75% дешевле. В частности, поездка из Подольска в центр столицы с пересадкой на Курском вокзале будет стоить 190 руб., а если использовать МЦД – лишь 50 руб. Причем поездки по диаметрам можно сделать еще дешевле – с сентября и до конца года в метро, на диаметрах и МЦК при оплате проезда картой «Мир» можно дополнительно сэкономить до 20 руб.

Отметим, новые маршруты оказались востребованы и горожанами, которые используют их для того, чтобы ездить на работу в Москву, и для жителей столицы, которые добираются из одного района мегаполиса в другой. По данным Мосгортранса, в будни наземное метро перевозит более 570 тыс. пассажиров в день. За два года «Иволги» перевезли 309 млн пассажиров.

После запуска всех диаметров в Московской агломерации будет действовать система наземного метро, состоящая из 182 станций, среди которых 67 – пересадочные. Работы продолжаются не только на будущих диаметрах, но и на действующих. Создание новых линий МЦД преобразовывает не только транспортную систему Москвы, но и позволяет развивать территории вокруг станций – так же, как это было в случае со строительством МЦК. Территории около станций, который ранее были неиспользованными и депрессивными, активно осваиваются инвесторами. Они вкладывают финансы в строительство магазинов, бизнес-центров и современного жилья, обитатели которого гарантированно получат доступ к комфортной транспортной системе и не будут зависеть от загруженности автомагистралей.

Крапчатова Елена