Шрифт
Цвет
Обычная версия сайта
Российские железные дороги
Меню

ИзображениеНа Южном вокзале реализуется проект «Организация своевременного устранения неисправностей инженерных систем». Он не предполагает получения экономического эффекта, а нацелен на обеспечение бесперебойной работы высокотехнологичных вокзальных систем для поддержания высокого уровня комфорта для пассажиров.

Напомним, что в ходе реконструкции и модернизации здания вокзала к чемпионату мира по футболу в 2018 году на Южном вокзале была установлена комплексная система безопасности, включающая рамки-металлодетекторы, рентгеновские аппараты для досмотра багажа, а также новые цифровые видеокамеры по всему внутреннему и внешнему периметру вокзального комплекса. Была установлена новая система навигации и голосового оповещения. В кассовом зале дальнего следования появились терминалы электронной очереди. Также была модернизирована система освещения. Особое внимание уделено созданию безбарьерной среды для маломобильных граждан: смонтированы специальные подъемные механизмы, в том числе связывающие пассажирские платформы и тоннельный переход, модернизирован медицинский пункт.

Задача технической службы вокзала – поддержание пассажирской инфраструктуры, помещений, инженерных и технологических сетей в технически исправном состоянии. Для мониторинга работы всех систем и своевременного устранения возникающих неполадок на вокзале усовершенствовали алгоритм соответствующих действий сотрудников.

Раньше записи о нарушениях работы систем ежедневно вносились дежурным помощником начальника вокзала в специальный журнал. Рабочий день начальника вокзала и главного инженера начинался с ознакомления с записями, внесенными в журнал. Главный инженер как ответственный за обслуживание систем вносил в этот журнал свои пометки и замечания и там же записывал поручения исполнителям.

Теперь записи ведутся в простой для заполнения таблице, которую под руководством главного инженера разработали в программе Excel, где указали все 18 видов действующих систем вокзального комплекса. Организован электронный документооборот между ответственными работниками. Утром полный отчет находится у начальника вокзала, главного инженера, заступившего в свою смену дежурного помощника начальника вокзала.

– В результате внедрения этой схемы мы видим много плюсов, – говорит главный инженер Южного вокзала Сергей Усов. – Один из них – возможность систематизировать информацию по каждому объекту наблюдения. Мы ежедневно видим четкую картину – что происходит с каждой из систем, какие блоки чаще выходят из строя и причины неполадок. Таким образом, и обслуживающие организации могут легко составить полную картину о состоянии подведомственного оборудования, что помогает устранять неполадки системно и выявлять предотказные состояния технических средств.

Хорошую отдачу на Южном вокзале получили от проекта бережливого производства по оптимизации работы системы освещения пассажирских платформ, тоннелей, залов ожидания, реализованного в прошлом году. Вместо ожидаемой экономии в 80 тыс. руб. по итогам года подтвержденный экономический эффект составил 103,8 тыс. руб.

Эта система также была смонтирована при подготовке к чемпионату мира по футболу. Ранее действовавшая система освещения уже не соответствовала современным требованиям по освещенности пассажирских платформ, и необходимо было увеличить количество опор освещения. Для наружного освещения были установлены 62 опоры освещения (светодиодные светильники). За счет этого на Южном добились нормативной степени освещенности. Но необходимости в постоянном освещении всех шести платформ, трех пешеходных тоннелей и трех залов ожидания в ночное время нет. В то же время и полностью отключать систему освещения в ночное время нельзя в силу требований транспортной безопасности.

Поэтому освещение организовали более рационально с помощью пульта управления. После того как движение поездов заканчивается, дежурный помощник начальника вокзала вручную отключает 50% светильников (через один). К приходу первой электрички освещение включается на полную мощность. Так же и в тоннелях (пригородном, соединительном и пассажирском), общая площадь которых свыше 900 кв. м.

Нашлись и другие резервы экономии.

Система «Электронная очередь» на Южном вокзале теперь обслуживается без привлечения подрядной организации. Предприятие организовало безаварийную эксплуатацию системы своими силами, разработав проект «Организация затрат на оказание услуг по техническому обслуживанию системы «Электронная очередь».

В рабочую группу проекта вошли главный инженер Южного вокзала Сергей Усов, электроник первой категории Роман Ломакин, ведущий экономист Инна Никольская и ведущий инженер по организации и нормированию труда Галина Пульнова. На основе мониторинга эффективности процесса обслуживания информационных систем вокзала они сделали вывод о целесообразности перераспределения работ между штатным электроником и подрядными организациями.

«Мы постоянно ищем возможности для оптимизации производственных процессов и сокращения эксплуатационных расходов, – рассказывает Сергей Усов. – В конце прошлого года у нас была введена штатная должность электроника для контроля за работоспособностью всех систем вокзала, установленных при модернизации вокзального комплекса в 2018 году. Мы увидели, что новый сотрудник имеет большой профессиональный опыт и понимает, как правильно обслуживать нашу технику. Было принято решение, что техническое обслуживание «Электронной очереди», которое раньше выполняла подрядная организация, может быть передано нашему специалисту».

В июне электроник Роман Ломакин работал со специалистами подрядной организации и проходил практический тренинг. А затем стал выполнять необходимые технологические операции самостоятельно.

«Электронная очередь» – это не только два киоска в зале ожидания. А фунционал системы состоит не только в выдаче талонов для обращения за билетом. Система позволяет оценить, сколько человек прошло за день, скорость обслуживания. Также имеется возможность осуществить обратную связь: пассажир может оценить работу кассира. Техник, который работает с кассирами, может составить отчет, на основе которого руководство сможет принять решения по улучшению сервиса. Тут есть сервер, сетевое оборудование, киоски, три монитора, к каждому из которых присоединен небольшой компьютер, который показывает и озвучивает номера очередников, оконечные устройства у кассиров (в кабинке у каждого имеется табло, на котором отображается номер пассажира, а также пульт обратной связи)», – пояснил Роман Ломакин.

Весь этот немалый набор технических средств необходимо обслуживать по разным регламентам. На сервере поддерживается корректная работа базы данных, в киосках прочищаются компьютеры, которые смонтированы внутри металлического кожуха, чистится чековый принтер от частиц бумажной пыли, с мониторов стирается пыль, специальным составом протираются оконечные устройства в кабинках, где работают кассиры.

«Соответственно, мы исключили из плана закупок расходный договор с подрядной организацией. Годовой экономический эффект составляет 156 тыс. руб. Шаг за шагом мы будем избавляться от услуг сторонних организаций и выполнять текущее обслуживание установленных на вокзале различных систем самостоятельно. Хотя, безусловно, есть часть работ, которые должны осуществлять только организации, имеющие специальные лицензии. К ним, в частности, относятся противопожарная система и досмотровое оборудование», – отметил Сергей Усов.

 

Фото: Вера Башканова, ИД «Гудок»