Шрифт
Цвет
Обычная версия сайта
Российские железные дороги
Меню
Тон разговора был задан министром путей сообщения Г.Фадеевым, который подчеркнул, что реформирование не может быть оторванным от жизни. Без права на ошибку - вот непременное его условие. А потому каждому шагу должно предшествовать правовое обеспечение. Необходимо выработать общее понимание целей и задач реформирования, привлечь к нему внимание федеральных и региональных органов, сконцентрировать внимание штаба отрасли на увеличении эффективности управления и снижении риска от структурных преобразований.
     Министр подчеркнул, что несмотря на недостаточный уровень доходности в отрасли, она обязана выдерживать свои налоговые обязательства. В текущем году предстоит выплатить 96 миллиардов рублей, в первом квартале выплата составит 21 миллиард.
     В числе первоочередных задач он назвал следующие: погашение (реструктуризацию) кредиторской задолженности; увеличение затрат на ремонт и обновление вагонного парка в 1,5-2 раза; ускорение подготовки материалов для второй очереди унификации тарифов. Министр подчеркнул необходимость добиваться полной компенсации убытков от пригородных перевозок. Напомнил, что железнодорожный транспорт не может функционировать без государственной поддержки. Поэтому нужен регламент индексации тарифов, новый прейскурант, учитывающий экономические издержки отрасли и обеспечивающий рентабельность перевозок. Резко негативную оценку министр дал процессу увеличения контингента работающих, который (в частности в эксплуатации) вырос на 13 тысяч человек. Это противоречит задачам по росту производительности труда и приведению контингента в соответствие с объемами выполняемой работы.
     Говоря о важности реформирования эксплуатационной работы, указал на недопустимость "кавалерийских атак".
     Ключевая задача реформирования отрасли, по словам Г.Фадеева, - это совершенствование системы управления эксплуатационной работой. При этом, подчеркнул глава МПС, нельзя отрывать инфраструктуру железнодорожного транспорта от управления перевозками. В перспективе неизбежно укрупнение железных дорог. Пока отрасль к этому не готова, но двигаться в данном направлении должна.
     Стержень реформирования железнодорожного транспорта - переход от административных методов управления к экономическим. Такой переход, считает Г.Фадеев, позволит включить мощный механизм мотивации роста производительности труда и эффективности работы отрасли, которая может и должна стать катализатором развития всей российской экономики.
     "Отсюда, - сказал министр, - необходимость разработки и принятия на государственном уровне соответствующей программы, позволяющей сформировать перспективу как обновления материальной базы железнодорожного транспорта, так и возрождения отраслей промышленности, обеспечивающих эту задачу".
     В этой связи, подчеркнул руководитель МПС, чрезвычайно важным представляется повышение эффективности и управляемости инвестиционной деятельности. Инвестиционные проекты в сфере железнодорожного транспорта должны рассматриваться исключительно на конкурсной основе и осуществляться при условии полной прозрачности их финансирования. В ближайшее время МПС намерено создать специальный комитет, который будет определять приоритетные инвестиционные проекты. В условиях жесткого дефицита средств, по словам Г.Фадеева, необходимо отказаться от непрофильных проектов.
     Наконец, важнейшим условием успешного реформирования железнодорожного транспорта является обеспечение его законодательной базы. Сформирован пакет соответствующих законопроектов, который находится на рассмотрении правительства. Впереди - прохождение этих документов через Федеральное Собрание.
     Таким образом, подытожил свое выступление Г.Фадеев, круг проблем и задач очень широк. Поэтому необходимо усилить работу Штаба реформирования железнодорожного транспорта. Его следует укрепить лучшими специалистами отрасли, которые должны заниматься реформированием на постоянной основе и нести всю полноту ответственности за его качество. И вполне естественно, что в таких условиях Штаб реформирования должен возглавить лично министр.