Шрифт
Цвет
Обычная версия сайта
Российские железные дороги
Меню
03.04.2002
Газета "Гудок"

Каспийский ход

Суббота - выходной день для большинства россиян. А для министра путей сообщения Геннадия Фадеева и министра транспорта Сергея Франка - обычный рабочий, если можно считать обычным перелёт из Москвы в Астрахань и плотный, очень насыщенный график работы на Юге России.
     Из-за эскалации напряжённости на Ближнем Востоке и потенциальной угрозы для судоходства по Суэцкому каналу государства Южной Азии уже начали поиск альтернативных путей перевозки грузов в страны Европы. И наиболее оптимальным направлением, при всех прочих равных условиях, на сегодняшний день является коридор "Север - Юг", проходящий через территорию России. Эксперты считают, что в ближайшие два-три года сюда может устремиться до 15 миллионов тонн транзитных грузов, в том числе контейнерных.
     Один из ключевых вопросов поездки, рассматривавшихся на совещаниях с участием двух министров, - о строительстве подъездных путей к порту Оля. В настоящее время этот порт с ближайшей станцией соединяет автотрасса, что не позволяет организовать железнодорожно-морскую паромную переправу по маршруту Россия - Иран, а значит, наращивать перевозки грузов из Индии по территориям Ирана и России в Северную Европу.
     Порт Оля уже действует, перерабатывает грузы и принимает автопаромы типа Ро-Ро из Ирана и Туркмении. Министрам показали загрузку контейнера внутрь парома. Сразу после этого на борту парома состоялось первое рабочее совещание.
     Геннадий Фадеев сломал подготовленный сценарий, потребовав представить реальный прогноз увеличения объёмов перевозок. Было видно, что руководители предприятий-смежников не готовы к конкретному разговору, а потому терялись, по 2 - 3 раза уточняя заданный вопрос. Выступление начальника отдела СоюзморНИИпроекта Владислава Куднеленко на этом фоне выглядело более деловым. Он изложил суть проекта строительства железнодорожного пути от станции Яндыки до порта Оля. Ориентировочная цена вопроса - 43 миллиона долларов, из них 30 миллионов потребуется на первую очередь.
     Правда, в озвученную сумму не заложена стоимость отчуждения земель. Предлагается изъять из оборота около 400 гектаров. На эти мероприятия необходимо около 20 тысяч
     долларов. Муниципальные образования области запросили за них в пятьсот раз больше - около 10 миллионов долларов. (...)
     Позже совещание продолжилось в администрации области. В нём приняли участие, помимо двух министров, руководящие работники Федеральной пограничной и таможенной службы, руководители регионов Южного федерального округа, руководители Приволжской железной дороги, речных и морских портов Волго-Каспийского бассейна, генеральный консул Исламской Республики Иран.
     На совещании неоднократно звучала мысль - пора вернуть России доминирующую роль на Каспии. Аплодисментами встретил зал высказывание Геннадия Фадеева: транспортному коридору "Север - Юг" быть. Он с болью говорил о том, что раньше страна экспортировала в Иран десять миллионов тонн зерна. Восстановить утраченные позиции и превзойти их - наша общая задача. Хотя нельзя не учитывать, что есть проекты альтернативных транспортных коридоров, поэтому нельзя отставать.
     Министр отметил, что железнодорожники готовы к созданию транспортного коридора. Но мультимодальный транспортный каспийский вариант по схеме Астрахань - Махачкала - порт Оля предполагает активное участие в нём коллег-транспортников и регионов. Нужно усилить специализацию портов, привести в порядок всю сопутствующую инфраструктуру. (...)
     - Возможно, - отметил министр, - кому-то кажется, что МПС ничего не стоит проложить 50 километров пути. Но давайте посмотрим на эту проблему с позиции железнодорожников. Здесь планируются перевозки всего одного миллиона тонн груза в год - это лишь одна пара поездов в день. Учитывая принципы нового подхода к естественным монополиям, которые предполагают открытую финансовую политику, стабильные низкие тарифы, понятность налогоплательщикам инвестиционных программ и выплату вовремя налогов, не говоря уже о старых долгах, мы должны помнить русскую поговорку: по Сеньке ли шапка?
     Вопрос о транспортном коридоре нельзя сужать только до обсуждения проблемы строительства пятидесяти километров рельсов. Надо с учётом действующего морского порта Махачкала увеличивать пропускную способность направления Махачкала - Астрахань. Следовательно, в Астрахани нужна сортировочная горка. Есть и другие задачи: электрификация Астраханского отделения, ввод уже летом этого года подъездного пути к нефтебазе № 3, что позволит резко, до десяти миллионов тонн в 2005 году, увеличить объём перевозок.
     Министры договорились, что оба ведомства примут долевое участие в финансировании работ. Решено в кратчайшие сроки подготовить техническое обоснование, а на его основе - проект строительства железнодорожной ветки. Учитывая местные условия, для удешевления работы проектировщикам поставлена задача, чтобы будущая трасса не пересекала водные преграды, то есть обойтись без сооружения мостов.
Сергей ГРИШИН