Шрифт
Цвет
Обычная версия сайта
Российские железные дороги
Меню
03.04.2002
Газета "Гудок"

Железнодорожные тарифы как зеркало реформ

- Ни для кого не секрет, что решающим в данном случае является финансовый, то есть тарифный, вопрос. Почему-то все считают, что тарифные ставки у нас слишком высоки. Хотя средняя доходная ставка в грузовых тарифах на российских магистралях (несмотря на некоторое её повышение за последние годы) остаётся в 3,5 - 4 раза ниже, чем на железных дорогах в США, и в 8 -12 раз ниже, чем в развитых странах Западной Европы. (...)
     Оставляя в стороне добычу нефти, газа и энергетику, скажем: снизить долю МПС в экономике можно либо снижением грузооборота, либо снижением уровня грузовых тарифов, либо снижением того и другого одновременно, либо государственными дотациями, что противоречит правительственному курсу на дерегулирование, неизбежному при реструктуризации отрасли.
     Жалобы грузовладельцев на чрезмерно высокие тарифы, из-за чего якобы страдает внешнеторговый обмен, несостоятельны. Дело не в тарифных ставках, а в большой дальности перевозок внешнеторговых грузов. Но этот фактор вытекает из геоэкономических особенностей России.
     -Но ведь говорят, что унификация внутренних и международных тарифов отвечает государственным интересам России.
     - Ничего подобного. Грузы, идущие на экспорт, до пунктов передачи на морской и другие виды транспорта должны перевозиться по международному транзитному тарифу. Это создаёт равные условия для конкуренции железных дорог с морским, речным и автомобильным транспортом, которые давно работают по свободным (договорным) тарифам. На международном рынке грузы внешней торговли реализуются по мировым ценам. Почему же МПС не должно участвовать в бизнесе на равных основаниях с грузовладельцами и другими видами транспорта по законам рыночной экономики?
     Экспортёры цветных и чёрных металлов, нефтегрузов, древесины и других видов сырья используют дешёвый труд железнодорожников и основные фонды государственных предприятий, зарабатывают на этом баснословные капиталы, потоки которых практически неподконтрольны, оголяя федеральный и местные бюджеты. Что касается внутренних грузовых тарифов и пассажирских, то они могут повышаться более медленными темпами. (...)
Николай ДАВЫДОВ