24.06.2012
Телеканал "Россия 24"

Система здравоохранения "Российских железных дорог" по масштабам уступает разве что федеральным.

Ведущий: 250 медицинских учреждений, 100 тысяч сотрудников и без малого 20 миллиардов рублей ежегодно. Елена Додонова об уникальных разработках врачей-железнодорожников. О влиянии здоровья на безопасность перевозок и путях дальнейшего развития ведомственной медицины.

Корр.: Раз в 4 года медики работающие в системе здравоохранения "РЖД" встречаются, чтобы обменяться опытом. На съезд врачей железнодорожного транспорта в Ростов-на-Дону они привезли самые современные разработки в области ведомственной медицины. Основной упор на эффективность новинок в первую очередь для железнодорожного транспорта. Все программы ведомственной медицины "РЖД" направлены на обеспечение безопасности движения поездов. Поэтому требования к состоянию здоровья сотрудников компании очень высокие. Вместе с тем, и пациентам, не работающим на железной дороге, врачи всегда готовы оказать помощь. К примеру, дорожная клиническая больница на станции "Ростов-Главный" считается одной из лучших, в области сердечно-сосудистой хирургии и офтальмологии. На операцию к этим врачам приезжают за тысячи километров. А лучшие специалисты клиники участвуют в программах обмена опытом с коллегами из Израиля.

Олег Атьков: Единственная производственная медицина, которая сейчас принимается "на ура" в странах Западной Европы потому что, в конце концов, мы имеем дело с теми людьми, которые создают ВВП. Это нельзя забывать. С учетом демографического кризиса нам нужно беречь наших работников.

Корр.: В бесплатных консультациях железнодорожные врачи не отказывают пациентам живущим в глубинке. У компании есть 5 медицинских поездов. К их специалистам на прием подчас попадают люди, которые врачей не видели по несколько лет. Ни больниц, ни поликлиник поблизости нет, а вот в передвижном диагностическом центре есть все необходимое современное оборудование, и прием ведут специалисты разного профиля.

Владимир Якунин: Расчетная нагрузка 125 пациентов в день приезжает. Принимали по 800 человек. Отказать невозможно, валились с ног. Удивительно, первый поезд, когда поехал, женщины говорят, что они гинеколога первый раз за 10 лет увидели.

Корр.: Если попадаются сложные случаи, медики всегда могут связаться со своими коллегами из ведущих клинических центров России. Для этого несколько лет назад железнодорожные врачи первыми стали активно развивать телемедицину. То есть возможности вести удаленные консультации с врачами по спутниковой видеосвязи. Совершенствуя эти технологии, медики "РЖД" старались сделать их как можно мобильнее. Одна из последних разработок – переносной диагностический комплекс "Орнега". 2 чемодана с оборудованием и спутниковая антенна – все, что необходимо для работы на месте ЧП. Комплекс можно развернуть за 12 минут.

Сейчас я попробую одеть на себя часть переносного телемедицинского комплекса. Это вот такая жилетка. В ней спрятан аккумулятор на 5 часов работы, а еще есть портативный компьютер, откуда медики могут получить подсказки, как вести себя в сложных ситуациях. Но самое главное – это вот этот шлем. Здесь есть камера. Она передает картинку в режиме реального времени. А еще фонарик и лазерная указка. В общей сложности все вместе весит около 5 килограммов.

Самое ценное преимущество переносного комплекса то, что на месте аварии может работать даже медсестра. И при этом ей не нужно держать в руках чемоданчик с инструментами. Приборы для измерения температуры, давления и сердцебиения тоже встроены в портативный компьютер. Данные о состоянии пострадавшего сразу отображаются на экране в ситуационном центре, где опытные врачи консультируют своих коллег.

Сейчас я захожу в темное помещение. Картинка с камеры автоматически подстраивается по свету и цвету. На самом деле если бы мы работали в реальных условиях, то для врачей было бы очень важно увидеть максимально приближенную к действительности картинку. В шлем также вмонтирован датчик GPS. Если врач, работающий на месте аварии, к примеру, потеряет сознание или ему понадобится любая другая помощь, его можно будет быстро найти. Медицинский работник, экипированный шлемом и жилетом, может отойти от ситуационного центра на расстояние до полутора километров. Именно такой длины может быть, к примеру, сошедший с рельсов тяжеловесный поезд.

Валерий Столяр: Если я залезу под вагон под железный и между мной и системой будет там 1 или 2 вагона железных, то, наверное, какие-то помехи будут. Ну, вот мы работали и по железобетонным зданиям и около поездов работали, пока все нормально. Достаточно хорошее качество картинки.

Корр.: Переносной телемедицинский комплекс придуманный нашими железнодорожниками аналогов в мире не имеет. В "РЖД" таких сейчас работает 50, а в ближайшее время появится и еще 200. А вот МЧС пока только заинтересовались разработкой. И медики "РЖД" готовы технологией поделиться, причем не только этой.