15.11.2012
ИА "Интерфакс"

Siemens будет отдавать "РЖД" приоритет в поставках электровозов.

Германский концерн Siemens будет отдавать приоритет в поставках электровозов ОАО "Российские железные дороги" ("РЖД"), заявил президент компании в РФ и Центральной Азии Дитрих Меллер на брифинге в четверг, отвечая на вопрос, интересно ли было бы Siemens работать с российскими железнодорожными операторами, имеющими планы по закупке собственных локомотивов в рамках либерализации рынка тяги в РФ.

"Принципиально нам интересно работать с любыми клиентами. Но тут есть один чувствительный вопрос. Там, где компании конкурируют с "РЖД", нам, конечно, надо поговорить с главным заказчиком – как лучше поступать. И, скорее всего, приоритет будет у "РЖД", – сказал топ-менеджер.

По заявлениям представителей "РЖД", в ближайшие годы монополия будет являться самым большим заказчиком локомотивов, планируя существенно увеличить инвестиции в этот сегмент, пояснил он. В этой связи Д. Меллер сослался на слова старшего вице-президента перевозчика Валентина Гапановича о том, что в 2012-2014 гг. "РЖД" будут покупать все электровозы российского производства.

В ходе брифинга топ-менеджер напомнил, что в рамках совместного предприятия с группой "Синара" – ООО "Уральские локомотивы" (г. Верхняя Пышма, Свердловская область) – Siemens выпускает электровозы постоянного тока с асинхронным тяговым приводом 2ЭС10. Производством 220 таких машин для "РЖД" СП загружено до 2015 г. (сейчас монополии передано уже около 30 локомотивов).

Кроме того, германский концерн обсуждает с "Российскими железными дорогами" вопросы дальнейшей загрузки предприятия на период до 2020 г. В числе предложений – программы сервисного обслуживания, а также идея выпуска нового электровоза 2ЭС7 – либо переменного тока, либо "мультисистемного" локомотива (окончательного решения о технических характеристиках пока не принято). Последний, помимо "РЖД", мог бы поставляться и в страны СНГ, в том числе, в Казахстан и на Украину, считает Д. Меллер.

При этом топ-менеджер отметил, что обсуждения ведутся и с рядом независимых компаний, но пока конкретных договоренностей нет.

В то же время, Д. Меллер заявил, что Siemens сможет поставлять электровозы частным промышленным клиентам, которым требуются небольшое количество таких локомотивов (производя машины в рамках общего серийного производства). По его словам, сейчас концерн уже испытывает свой электровоз на одном из заводов компании "Апатит".

Как сообщалось ранее, в ходе реформы железнодорожного транспорта в РФ "Российские железные дороги" должны выйти из сегмента услуг по предоставлению локомотивной тяги, оставшись чисто инфраструктурной компанией. Частные инвестиции, в том числе, помогли бы решить проблему большого износа локомотивов (как это ранее было с вагонами). Сейчас в РФ он превышает 70%, при этом иногда их не хватает на наиболее загруженных участках. Между тем, статус "РЖД" как монопольного игрока на этом рынке правительство решило сохранить до 2015 г. с либерализацией на некоторых локальных маршрутах.

С 2013 г. независимых владельцев подвижного состава предполагается пустить на локальные маршруты. Прорабатываются два возможных варианта: 5-10-летняя монополия выбранного государством перевозчика на 200-700-километровом тупиковом участке преимущественно в регионах (конкуренция "за маршрут") или работа ряда перевозчиков, которые будут бороться за клиентов как между собой, так и с "РЖД" на отдельных участках и маршрутах (конкуренция "на маршруте"). Географию и условия транспортировки до 2015 г. предполагается "последовательно развивать на основе пилотных проектов". "РЖД" же до 2015 г. сохранят за собой монопольное право выхода на магистральные пути.

Право выхода собственных локомотивов на общую железнодорожную сеть для перевозок вагонов многие частные операторы (в том числе – Globaltrans) считали драйвером в своем развитии. Тем более что локомотивные перевозки – довольно большой сегмент бизнеса (у того же Globaltrans вагонная составляющая в тарифе сейчас составляет 15%, а локомотивная – 30-35%).

Между тем, президент "РЖД" Владимир Якунин еще в 2011 г. заявил, что выступает принципиально против появления "частников" на железных дорогах в РФ. "Мы однозначно говорим и правительству, что возражаем (и будем стоять на этом) против какой-либо частной собственности на локомотивы, которые ходят по магистральным путям. Мы считаем, что локомотивы и инфраструктура – неотделимые части, и это то, чем должны заниматься "РЖД", – заявлял топ-менеджер, обосновывая свою позицию необходимостью обеспечить безопасность и эффективность работы железнодорожного транспорта.

Тогда же он сообщил о том, что "РЖД" намерены самостоятельно привлекать частные инвестиции в этот сегмент рынка через лизинговые схемы закупки локомотивов, отметив, что "в этой части готовы сотрудничать с любыми частными инвесторами".