22.08.2012
Газета "Московская правда"

Если ты в пути заболел... тебе поможет "поликлиника на колесах".

В 2012 году отмечается 175 лет компании "Российские железные дороги", единственной в России компании, сохранившей производственную медицину как научно организованную структуру. Железнодорожная медицина по величине занимает второе место после государственной системы здравоохранения.

В Ростове-на-Дону прошел III Съезд врачей железнодорожного транспорта России. Участниками его стали более 700 представителей лечебных учреждений железнодорожного транспорта из всех регионов страны, а также выдающиеся ученые из Японии, Нидерландов, Индии и США.

– Мы хотим, чтобы российское здравоохранение рассматривало нашу отраслевую медицину, которую отличают системность и ориентация на пропаганду здорового образа жизни, как свою неотъемлемую часть, – сказал президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин. – Я лично обращался к главе государства по поводу рассмотрения различных вариантов интеграции отраслевой медицины в общероссийскую. А вице-президент ОАО "РЖД", д. м. н., профессор Олег Атьков добавил: "Наша многолетняя деятельность позволила накопить значительный опыт и в области промышленной медицины, и в организации и экономике здравоохранения, и мы готовы поделиться им с коллегами". По словам О. Атькова, 40% пациентов отраслевой медицины – железнодорожники, члены их семей и пенсионеры, а 60% – это территориальное население. Пациентами же пяти "поездов здоровья" ("поликлиник на колесах") – передвижных консультативно-диагностических центров (ПКДЦ), оснащенных самой современной цифровой медицинской техникой, – в основном является местное население разных регионов страны (это поезда "Терапевт Матвей Мудров", "Академик Федор Углов", "Здоровье", "Хирург Николай Пирогов", "Доктор В. Ф. Войно-Ясенецкий (Свт. Лука)").

О том, кто и как оказывает медицинскую помощь пассажирам обычных поездов дальнего следования, Олег Юрьевич сказал следующее:

– Во-первых, нами созданы три вида аптечек – для проводника, для начальника поезда и для локомотивной бригады. Во-вторых, проведены испытания портативного комплекса, который помещается в телефоне, для передачи во время движения электрокардиограмм, если вдруг пассажиру станет плохо. По внутренней связи всегда опрашиваем пассажиров, есть ли среди них врачи, и они часто приходят на помощь. В-третьих, на каждой станции есть фельдшерский пункт, амбулатория или больница, медперсонал которых осматривает и при необходимости госпитализирует пациента. В год с поездов снимают 3-5 тысяч человек. В медпункты на больших вокзалах в год по стране обращаются 50-70 тысяч человек.

Кроме того, есть "институт эстафетного сопровождения", когда бригада железнодорожных медиков во время остановки осматривает пациента и принимает решение о его лечении в пути или госпитализации.

В рамках съезда работала выставка медицинского оборудования и фармацевтической продукции. Журналисты познакомились с новейшей разработкой железнодорожной медицины – портативным телемедицинским комплексом "Арнега" с медицинскими диагностическими приборами, который позволяет оказывать эффективную помощь пострадавшим в чрезвычайной ситуации. Создатели комплекса, у которого нет зарубежных аналогов, – летчик-космонавт, Герой Советского Союза Олег Атьков и главный специалист Департамента здравоохранения по информационным технологиям и телемедицине, исполнительный секретарь Российской ассоциации телемедицины Валерий Столяр. Существует два варианта комплекса – летний и зимний. Зимний вариант Атьков "подсмотрел" в скафандре, когда работал в космической медицине. Уже два года 50 таких комплексов работают в восстановительных поездах в системе ОАО "РЖД".

Комплекс состоит из оснащенного видеокамерой "шлема" и двух чемоданчиков с компьютером и монитором. Желтый чемоданчик – это система сбора информации, черный – система передачи информации через спутниковую антенну. Этот уникальный комплекс незаменим при работе в ночное время, под снегом и дождем, при наличии дыма и копоти. Такие комплексы необходимы везде, где есть риск нештатной ситуации.

Развитие производственной медицины, технология продления профессионального долголетия работников, методы защиты от негативного влияния техногенных факторов, использование опыта железнодорожной медицины для обеспечения безопасной деятельности транспортных предприятий РФ, организация лечебно-диагностической работы, развитие и внедрение высоких технологий – вот далеко не полный перечень проблем, обсуждаемых на съезде. Эти проблемы актуальны и для пассажиров, чьи жизни зависят от состояния здоровья железнодорожников. Садясь в поезд или электричку, мы не задумываемся о тех, кто ими управляет: какое у них давление, настроение, выспались ли они перед дорогой, не употребляли ли алкоголь или наркотики... Это задача железнодорожных врачей, с которой они успешно справляются. Прошедший съезд показал, что железнодорожная медицина не только не стоит на месте, но использует все самое современное и передовое – вплоть до космических технологий.

 

Ирина Ахундова