02.12.2012
Телеканал "Россия 1"

НЭВЗ передал свою последнюю разработку – электровоз пятого поколения "Олимп" – во владение "РЖД".

Ведущий: В пятницу НЭВЗ передал свою последнюю разработку – электровоз пятого поколения "Олимп" – во владение "Российским железным дорогам". Это означает, что машина начинает курсировать по магистралям страны и одно из главных ее назначений – обслуживание Сочинской олимпиады. На церемонию прибыл премьер Дмитрий Медведев. Об историческом дне на НЭВЗе – в нашем репортаже.

Корр.: Глава российского правительства на Новочерскасский электровозостроительный приезжает по-свойски – за рулем, и сразу отправляется на экскурсию. Передвигаться много по заводу премьеру не пришлось. Логистика предприятия такова, что все основные цеха – их на заводе 19 – выстроены практически в линейку. Так и деньги можно на транспорте сэкономить, и экскурсию для первых лиц государства быстро провести.

Сергей Подуст: Практически у нас полный цикл локомотива – как бы на сегодня это плохо, но в тот период, когда была перестройка, это нам помогло выжить, потому что мы практически все делали сами.

Корр.: Про перестройку и советские времена во время визита говорили много. Завод тогда хоть и пострадал – гигант, рассчитанный на производство сотен, выпускал лишь единицы локомотивов – но выжил. Сейчас догнал и перегнал доперестроечные темпы. План на предстоящий год – 558 электровозов.

– Вот это все это делаем мы.

– Приходит каркас.

– Да, каркас, а все остальное: монтаж, приборы, – это все делаем мы.

Дмитрий Медведев: Приборы – наш радиозавод. Наше производство?

– Да.

Производители оборудования вызывают особый интерес премьера. Глава правительства остался доволен тем, что большинство комплектующих – отечественные. А вот, например, тяговые синхронные двигатели вообще выпускает только НЭВЗ. Впрочем, до абсолютно российского электровоза дело пока не дошло. ЭП10, например, – детище России и швейцарской AD Trans, а ЭП20 – передовая разработка Новочеркасска – все же проект совместный с французской Alstom.

– Председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев.

Корр.: Официальная часть визита – участие премьера в церемонии ввода в эксплуатацию того самого ЭП20. Его испытания завершены, разработчики, создатели и заказчики довольны. Электровоз даже превзошел ожидания – вместо положенных 200 на испытаниях разогнался аж до 230 километров в час.

Валентин Гапанович: Приведу всего одну цифру. Благодаря этим машинам, этим электровозам мы сократим время в пути для наших пассажиров между Москвой и Сочи ровно на 2 часа. Только за счет внедрения этих электровозов.

Корр.: Валентин Гапанович не зря говорит о Сочи. Именно на ЭП20, по плану "РЖД", ляжет основная нагрузка по перевозке пассажиров и грузов Олимпиады 2014-го года. Локомотив даже назвали соответственно – "Олимп".

Дмитрий Медведев: Я посмотрел, за весь период работы вашего предприятия выпущено более 16 тысяч электровозов и локомотивов. Конечно, это большая цифра, славная история. Очень важно, что сейчас эта история продолжается, что она не заглохла в 90-е годы, как это произошло, к сожалению, в некоторых других предприятиях.

Корр.: И словно продолжая эту мысль, но уже на встрече с губернатором региона Василием Голубевым, премьер-министр интересуется в первую очередь безработицей в области и экономическими перспективами. Губернатору есть, что ответить, тем более, что именно на этой встрече впервые после остановки говорят о судьбе другого завода – синтетических продуктов.

Василий Голубев: У нас есть такой завод НЗСП, который сегодня, к сожалению, стоит. Это завод синтетических продуктов, но это крупная площадка.

Дмитрий Медведев: Здесь тоже?

Василий Голубев: Да, это тоже в Новочеркасске, крупная площадка, потенциально новая территория – больше сотни гектаров. Новая территория для развития новых производств.

Дмитрий Медведев: Вы хотите завести туда производство?

Василий Голубев: Да, мы заводим туда производство, инвесторов, потому что терять такой потенциал просто нам нельзя.

Корр.: Завершение визита премьера неожиданное. Новочеркасск для Медведева не в новинку – он был здесь несколько лет назад и теперь посчитал своим долгом отправиться к Камню на крови – памятнику жертвам трагедии 1962 года. Здесь премьер и губернатор возложили цветы, а затем прогулялись по парку, сфотографировались и пообщались с новочеркассцами.

Дмитрий Медведев: На заводе был, там сейчас новый как раз электровоз запускали? Космос просто.

– Мы работаем там.

Дмитрий Медведев: Ну, молодцы. Просто космический. Очень здорово. Ну надеюсь, что много будут выпускать. На следующий год заказ огромный, и зарплаты, надеюсь, нормальные будут. Счастливо! Все, поехали.