14.02.2014
"Независимая газета"

Автобусы и электрички в Сочи тоже бьют рекорды

Интервал движения общественного транспорта Сочи в часы пиковых нагрузок не превышает пяти минут. Это связано не только с особым режимом, введенным на время проведения Олимпиады. В столице Игр за последние годы не только модернизирована транспортная инфраструктура, но и создана интеллектуальная система управления движением транспорта. Это позволило примерно в 2,5 раза повысить пропускную способность дорожной сети.

Вчера оргкомитет "Сочи-2014" подвел итоги первых пяти дней работы общественного транспорта в столице зимней Олимпиады. По словам директора Департамента транспорта Виталия Дурдасова, ежедневный пробег каждого автобуса, работающего на олимпийских маршрутах, составляет в среднем 100 км. Учитывая, что парк общественного транспорта Игр составляет почти тысячу машин, несложно подсчитать совокупный суточный пробег автобусов по 680 "олимпийским" километрам – почти 10 тыс. км. Это все равно что три раза съездить за один день туда и обратно между Москвой и Сочи.

Цифры впечатляют, но куда большее значение имеют надежность и безопасность транспортной системы Игр. По словам Дурдасова, этими вопросами занимается оперативный штаб во главе с министром транспорта Максимом Соколовым. Перевозки пассажиров в городе и между олимпийскими объектами организованы с пяти часов утра и до двух часов ночи. Общая протяженность маршрутов – 680 км. Несмотря на протяженность, минимальный интервал движения в часы пиковых нагрузок не превышает пяти минут.

Транспортная система для аккредитованных журналистов включает 15 автобусных маршрутов. Они проложены от отелей до Главного медиацентра и внутри Олимпийского парка. Нет проблем и с поездкой в горный кластер. До медиацентра "Горки" автобусы отправляются и от гостиниц, и от парка. Для этих автобусов открыт доступ на специальные полосы. Электронные табло, предупреждающие водителей, что включен режим олимпийского движения, расположены повсеместно. Нарушений как таковых нет. Впрочем, нет и пробок, когда-то бывших проклятием Сочи.

"Наши коллеги в МОК отмечают высокий уровень условий проведения соревнования, – cказал президент Олимпийского комитета РФ Александр Жуков. – Нравится и дух, и волонтеры, и организация. Разговоры про колючую проволоку и кольца ушли, как пена. Нравится, что здесь, у моря, – тепло и солнце. И очень нравится картинка в горах: много белого снега и светит солнце. На мой взгляд, замечательные условия для спортсменов. Лучше не придумаешь".

Кроме автобусов, по графику движения которых можно сверять время, в интересах Олимпиады работает и железная дорога. В рейсы выходят 38 высокоскоростных поездов "Ласточка" и 10 скоростных электричек. У железнодорожников свой олимпийский рекорд – на сегодняшний день поездами пригородного сообщения перевезены 900 тыс. человек.

Управление транспортными потоками в столице Игр-2014 осуществляется централизованно из логистического центра. Восемь диспетчеров круглосуточно наблюдают за ситуацией на автотрассах, эстакадах и в тоннелях. Контроль осуществляется практически повсеместно с помощью 1,5 тыс. видеокамер. На повышение пропускной способности дорожно-уличной сети работает и система светофоров и информационных табло.

Наземные пешеходные переходы оборудованы системой "Говорящий город", а там, где это было возможно и наиболее целесообразно, в процессе подготовки Сочи к Олимпиаде было построено несколько десятков надземных и подземных переходов, что позволило в этих местах обеспечить безостановочное движение автотранспорта. В результате, по оценке Дурдасова, пропускная способность на дорогах Большого Сочи выросла примерно в 2,5 раза. Именно этим и следует объяснять отсутствие автомобильных пробок, что не могут не оценить участники и гости игр-2014.

Для сочинцев принципиально важно другое – после завершения Олимпиады и Параолимпиады городу достанется в наследство современная транспортно-логистическая система. Дурдасов напомнил, что, начиная с 2007 года, в Сочи модернизировано и построено 367 км дорог и мостов. В начале января текущего года открылось движение по дублеру Курортного проспекта. Только на этой трассе построены 7 тоннелей, 5 транспортных развязок и мост через реку Сочи.

Игорь Наумов