07.12.2015
Журнал "Огонек"

Коридор возможностей

В Сербии идет реконструкция сразу нескольких участков железной дороги, по которым проходит транспортный коридор, соединяющий южную и центральную Европу. Этот крупный инфраструктурный проект выполняют российские железнодорожники.

В мире транспорта сегодня назрели глобальные реформы: в планах европейцев в ближайшие годы создать целую сеть скоростных железных дорог, которая станет серьезным конкурентом автомобильному транспорту (по некоторым данным, к 2030 году ее собираются увеличить в три раза) и позволит улучшить экологию. Недавно у этих планов появилось российское измерение.

Напомним, о чем идет речь: в 2013 году правительства наших стран подписали соглашение, согласно которому Россия предоставила Сербии кредит для финансирования нескольких железнодорожных проектов (общая сумма контракта составила 941 млн долларов США). За их реализацию взялись "РЖД": речь о строительстве новых путей, реконструкции уже существовавших участков, поставке поездов... Первыми начались работы на участке Белград – Панчево – это важнейшая железнодорожная линия, соединяющая сразу несколько трансъевропейских транспортных коридоров. Пожалуй, самым непростым на этом участке оказалось строительство моста через реку Тамиш, известную своим непредсказуемым нравом еще с древнеримских времен. Испытать на себе ее капризы пришлось и нашим специалистам: в 2014-м во время сильнейшего наводнения строительную площадку нового моста затапливало несколько раз. Но вот характерная деталь: даже эти катаклизмы не помешали российским железнодорожникам удержаться в графике – первые испытания моста прошли в середине сентября.

Не менее важна для сербов была и реконструкция сразу нескольких участков на железнодорожной линии Трансъевропейского коридора X. Ее северные участки уже открыты или вот-вот будут созданы, и вот еще деталь: к примеру, на маршруте Сопот Космайски – Ковачевац скорость движения составов выросла с 30 до 120 км/ч – выгода заметна даже неспециалистам. Скоростным стал и участок Голубинцы – Рума, начались работы на маршруте Мала Крсна – Велика Плана, а заодно подписано допсоглашение еще по трем, теперь уже южным, участкам. Фактически речь о том, что крупнейшая транспортная компания России разрабатывает важнейший европейский инфраструктурный проект: в рамках этого сотрудничества, кстати, "РЖД" поставит партнерам и новенькие дизель-поезда. Они приспособлены для местных дорог с колеей в 1435 мм (напомним, российская колея составляет 1520 мм) и учитывают сербскую специфику – там, например, использованы сербские системы сигнализации и безопасности, применяются современные переходные площадки, которые позволяют вагонам легко "проскакивать" кривые участки и участки с уклоном. Ну а по уровню шума, энергоэффективности и выбросам выхлопных газов российские поезда полностью соответствуют европейским стандартам – сделано все, как говорится, под ключ.

Ну а что же наши партнеры? СМИ сообщают: сербы довольны и сроками, и качеством работ – теперь дело за будущим. Уже обсуждается наше сотрудничество по созданию диспетчерского центра в Белграде, обслуживанию существующей железнодорожной инфраструктуры и даже по обучению сербских специалистов в российских вузах. А простым пассажирам уже сегодня интересно будет узнать, что в декабре "РЖД" возобновляют пассажирское сообщение с Сербией: съездить в Белград, где россиянам всегда рады, можно будет уже на праздники.