25.05.2013
Телеканал "Россия 24"

В Сербии "Российские железные дороги" готовы приступить к реализации сразу 5-ти крупных инфраструктурных проектов.

Ведущий: Насколько выгодны новые контракты России, и к чему стремятся железнодорожники Сербии, расскажет Елена Дадонова.

Корр.: Более 40 лет без реконструкции. С учетом современных требований можно сказать, что сейчас сербские железные дороги находятся в упадочном состоянии. Разветвленная сеть, которая охватывает большую часть страны и выходит в международные транспортные коридоры, пока не может работать с хорошей прибылью.

Ненад Станисавльевич: Сейчас у нас достаточно, грузовых вагонов. Мы можем сказать, что благодаря экспорту мы стали компанией, у которой есть большой потенциал. Ежегодно мы перевозим 15 миллионов пассажиров и 9 миллионов тонн грузов. Надеемся, что после модернизации эти цифры будут расти. Но в коридоре-10 железные дороги Сербии пока неконкурентоспособны. Надеюсь, после обновления инфраструктуры, наши железные дороги будут развиваться активнее, и мы сможем зарабатывать больше.

Корр.: Помочь сербам привести в порядок инфраструктуру готовы "Российские железные дороги". В Белграде подписано соглашение, по которому компания "РЖД Интернешнл" займется реконструкцией четырехсот километров железнодорожных линий Сербии. Речь идет о самых стратегически важных для республики маршрутах. В частности, это участок Десятого Панъевропейского транспортного коридора, который проходит по территории Сербии, и соединяет ее с соседними Хорватией, Македонией, Болгарией и Венгрией. По этой железной дороге идут основные транспортные потоки из Южной и Восточной Европы в западную часть Старого Света. А значит, возможность перевозить больше грузов таким путем откроет перед Сербией хорошие перспективы.

Владимир Якунин: Вообще, стоимость контракта 941 с небольшим миллионов долларов, из которых 800 миллионов – это связанный межгосударственный кредит, это первое. Второе – срок контракта должен быть реализован в течение до 5-ти лет. Третье – то, что касается подвижного состава, то "Трансмашхолдинг" уже приступил к его подготовке. Естественно, он ожидал только подписания этого контракта. Так что в рамках этого контракта будут поставлены и эти поезда.

Корр.: По контракту "РЖД" готовы модернизировать мосты и тоннели, станции и переезды, пешеходные переходы, а также поставить в Сербию новый подвижной состав, в первую очередь, для пассажирских перевозок. Тем более что успешный опыт использования российских разработок на сербских рельсах уже есть. Из железнодорожных линий Сербии электрифицирована всего одна треть. Это значит, что передвигаться быстро по имеющейся инфраструктуре не получается. Да и для организации перевозок нужен особенный подвижной состав. Например, у России Сербия уже закупила 12 вот таких дизельных поездов. Как только первый из них вышел на линию, пассажиропоток сразу увеличился в половину. После подписания соглашения с "РЖД" "Сербские железные дороги" планируют потратить еще 100 миллионов долларов на 27 вот таких рельсовых автобусов. Это значит, что ставка будет сделана, в первую очередь, на потребителя, то есть, на пассажира. Чтобы стать по-настоящему европейской компанией "Сербские железные дороги" готовы меняться не только внешне, но и изнутри. Уже со следующего года в стране обещают разделить управление инфраструктурой и подвижным составом и, собственно, самими перевозками. По такому пути развивались многие западные железнодорожные компании. Теперь и Сербия планирует вступить в Евросоюз с новым лицом.