31.01.2014
Газета "Волжская магистраль" (Горьковская железная дорога)

Эквивалентны рублям сэкономленные киловатты электроэнергии и тонны топлива

Достижение целевых показателей энергосбережения в 2013 году и задачи по повышению энергетической эффективности деятельности в 2014 году обсуждались на очередном технико-технологическом совете ГЖД.

 

Сэкономили много, а могли...

На Горьковской дороге в 2013 году на использование топливно-энергетических ресурсов израсходовано почти 13 млрд рублей. Общая экономия денежных средств к лимиту составила 140 млн рублей. Это неплохой результат, но, как отметил главный инженер дороги Александр Рябков, по ряду позиций экономия может быть еще выше. Вдобавок не выполнены и некоторые целевые показатели. Например, часы нагона пассажирских поездов в дальнем следовании. Вместо сокращения на 5% (как было постановлено на технико-технологическом совете в марте прошлого года) показатель этот вырос на 11%. Не уменьшилось, а наоборот, выросло число поездопредупреждений и количество задержек поездов у запрещающих сигналов светофоров. Следствие – повысились расходы электроэнергии и дизельного топлива.

Кроме этого, наиболее весомый вклад в увеличение расхода топливно-энергетических ресурсов внесло ухудшение коэффициента участковой скорости в обоих видах тяги. Необоснованное увеличение технической скорости на отдельных участках при отсутствии увеличения участковой спровоцировало рост эксплуатационных расходов на полигоне дороги.

– Поэтому сокращение всех непроизводительных потерь использования локомотивов должно стать одной из целевых задач на 2014 год, – подчеркнул Александр Рябков.

 

Болевые точки тяги

На техсовете подведены итоги энергосбережения по ключевым дирекциям, обозначены и задачи на 2014 год. Так, значительная часть времени была посвящена работе локомотивного комплекса. Начальник Дирекции тяги Андрей Дробинин отметил, что все локомотивные эксплуатационные депо выполнили задания по удельному расходу дизельного топлива и электроэнергии на тягу поездов. Реальной экономии дизельного топлива добились 1338 локомотивных бригад (63% от общего их числа). В то же время электроэнергию сэкономили 1096 бригад, или 44,7%. То есть больше половины бригад в электротяге пережигают электричество!

Есть и другие болевые точки. Одним из решающих факторов выполнения установленных нормативов удельного расхода энергоресурсов в 2014 году станет коэффициент полезного использования локомотивов грузового движения. По итогам прошлого года в теплотяге показатель ГЖД оказался ниже среднесетевого. Более трети времени тепловозы грузового движения простаивали без локомотивной бригады. Уже в январе 2014-го дирекции скорректировали норматив удельного расхода дизельного топлива в сторону уменьшения именно по этой причине.

 

Двусмысленность экономии

Горьковская дирекция инфраструктуры в 2013 году также справилась со всеми установленными лимитами на топливно-энергетические ресурсы. При этом общая экономия энергозатрат составила 1,4%. Ситуация, впрочем, двусмысленная. Так, экономия электроэнергии на нетяговые нужды стала возможна благодаря снижению уровня потерь, связанных с уменьшением объема перевозок. Основная экономия дизельного топлива сложилась в Дирекции путевых машин вследствие того, что на участках СПМС-318 не эксплуатируется девять единиц моторно-рельсового транспорта в связи с отсутствием бригад. Затраты на реализацию мероприятий по электросбережению подвергнуты критике: в течение всего года дирекцией выделено только 167 тысяч рублей. Меньше 14 тысяч рублей в месяц! А если поделить эту сумму на девять дистанций электроснабжения?

– Наиболее перспективным проектом, направленным на энергосбережение, является внедрение ресурсосберегающих технологий по освещению станций, – рассказал заместитель начальника Дирекции инфраструктуры Андрей Ищенко. – В прошлом году завершены работы по монтажу 15 высокомачтовых установок ВОУ-30 и внедрению системы энергоэффективного освещения парков станции Юдино с интеллектуальной системой работы. Она позволит улучшить видимость в междупутьях и путях с существующих жестких поперечин, а также с существующих порталов и осветительных мачт.

Это, конечно, частный пример. Впрочем, самый показательный по объемам инвестиций.

 

Топливо в минус, деньги в плюс

Одним из основных потребителей топливно-энергетических ресурсов на полигоне дороги является Горьковская ДТВ. На 2013 год перед подразделением была поставлена задача добиться экономии 7,4% к уровню 2012 года. В натуральных показателях программа не выполнена, но по денежным – перевыполнена более чем на 50%. На 2014 год также разработана отдельная программа, которая, помимо всего прочего, подразумевает перевод котельных на станциях Алатырь, Уфимка, Ежиха на более экономичные виды топлива.

За три с половиной часа техсовета высказаны предложения по экономии энергозатрат в других подразделениях – Дирекции управления движением, Дирекции по ремонту тягового подвижного состава, Нижегородской ДМТО, на ремонтно-эксплуатационной автобазе. Не остались равнодушными и те, кто следил за ходом заседания по видеосвязи в регионах. Особую активность проявил заместитель начальника ГЖД по Кировскому территориальному управлению Александр Небольсин. В общем, проблема волнует всех, и как заметил начальник дороги Анатолий Лесун, никакая занятость, никакие текущие вопросы не должны отвлекать от экономии. Она определяет работу всей магистрали. Ну а шестистраничный проект постановления технико-технологического совета пополнится двумя десятками предложений от выступавших. Так что программа экономии энергозатрат обещает быть насыщенной.

Фото: Владимир Полыгалин.

 

Вадим Серов