16.01.2014
Коммерсантъ (Уфа)

Земли вагон

Госпакет УТРЗ выставлен на торги по цене четыре номинала 

Росимущество объявило о планах продажи с молотка 100% акций ОАО "Уфимский тепловозоремонтный завод" (УТРЗ). Пакет выставлен на аукцион по цене, равной четырем уставным капиталам предприятия. Эксперты полагают, что основную ценность представляет не производственная база завода, а принадлежащая ему инфраструктура, в том числе земельные участки. По этой причине собеседники "Ъ" сомневаются, что после приватизации УТРЗ сохранит свой профиль.

Росимущество назначило на 26 февраля аукцион по продаже 100% акций ОАО "Уфимский тепловозоремонтный завод" (УТРЗ). Государство просит за 68,67 тыс. обыкновенных именных акций предприятия номиналом 1 тыс. руб. 286 млн руб., или четыре стоимости уставного капитала. Шаг аукциона определен в сумме 3 млн руб. В извещении о торгах, опубликованном на официальном сайте Росимущества, говорится, что пакет выставляется на торги впервые.

По данным открытых источников, между тем, предприятие вносилось в план приватизации в 2007-2008 годах, тогда же выставлялось на торги, но не нашло покупателя. Как оценивалось имущество УТРЗ, в пресс-службе Росимущества вчера оперативно ответить не смогли.

Из объявления о назначении аукциона следует, что предприятию принадлежат 42 объекта недвижимости, в том числе ремонтные цеха, склады, котельная и трансформаторная подстанция. Их стоимость суммарно оценена в 8,33 млн руб. Также завод владеет четырьмя земельными участками общей площадью 15,6 га. Три из них расположены на территории, примыкающей к уфимскому железнодорожному вокзалу, на улице Вокзальной, в непосредственной близости от железнодорожных путей. Четвертый, площадью 4,5 га, расположен на спуске к реке Уфе, на улице Полярной и примыкает к строящемуся выставочному комплексу "Башкортостан". Эта земля предназначалась для строительства детского оздоровительного лагеря, но УТРЗ, испытывающий финансовые трудности, своих планов не осуществил. Как следует из сообщения Росимущества, на участок в зеленой зоне наложен судебный арест. В ноябре 2012 года он был продан на торгах уфимскому ООО "Ин-групп-Уфа", но в прошлом году в Росимуществе посчитали цену заниженной и оспорили сделку в арбитраже.

Рыночную стоимость земли владелец УТРЗ оценил в диапазоне 180-200 млн руб., эксперты рынка недвижимости Уфы Анатолий Крупник и Ренат Садриев  в пределах 150-190 млн. Интрига в том, сохранит ли предприятие профиль после приватизации, отметил собеседник в правительстве Башкирии. На УТРЗ, по сведениям Росимущества, работают 360 человек. В документации о торгах условие сохранения производственной деятельности завода не прописано.

Опрошенные "Ъ" эксперты назвали стартовую стоимость завода средней и в основном считают, что если она и повысится на аукционе, то незначительно. Бывший председатель совета директоров предприятия Наиль Валеев (до лета прошлого года возглавлял региональное управление Росимущества) полагает, что "торги могут состояться, так как завод рентабелен, его доходность на уровне 15-18%, кроме того, предприятие не так давно получило лицензии и на строительство тепловозов, что явится дополнительным привлекательным фактором для инвесторов". Его прогноз разделяет председатель Всероссийского объединения предпринимателей "Клуб лидеров" Артем Аветисян. Он полагает, что актив может заинтересовать "дочку" "РЖД" и "основного игрока на этом рынке ОАО "Желдореммаш" (крупнейший в РФ производитель запчастей к тяговому подвижному составу), в чей портфель активов УТРЗ хорошо укладывается".

По мнению аналитика "Инвесткафе" Романа Гринченко, УТРЗ "может быть интересен смежным производствам и поставщикам запчастей, которые за счет синергии бизнесов смогут получить конкурентные преимущества перед филиалами "РЖД". "Можно предположить также интерес железнодорожных операторов, которые собираются использовать собственные локомотивы в случае возможной либерализации рынка локомотивной тяги в РФ",  отметил эксперт.

В то же время генеральный директор агентства Infomost Борис Рыбак прогнозирует, что продать госпакет будет "крайне сложно", так как "у инвесторов сейчас нет настроения, все боятся, что станет еще хуже с общей экономической ситуацией, поэтому плохо покупаются даже более привлекательные активы".

По мнению президента Торгово-промышленной палаты республики Юрия Пустовгарова, если аукцион и состоится, шансы на сохранение производства УТРЗ минимальны: "После приватизации завод определенно будет перепрофилирован. Условий для продолжения его производственной деятельности я не вижу, так как мощностей для ремонта подвижного состава в России предостаточно, и многим выгодно, чтобы как производственная база УТРЗ прекратил существование". Более вероятно, по мнению главы ТПП, что заводом заинтересуются федеральные логистические компании или "кто-то из крупнейших капитализированных республиканских компаний". При этом "с точки зрения исключительно девелопмента это приобретение невыгодное, что, впрочем, не мешает новому собственнику выгодно продать участки и заниматься логистикой",  отметил собеседник.

Совладелец республиканского комплекса ВДНХ Василий Пеганов согласен, что "ради одного участка вряд ли стоит покупать весь завод, тем более если на наиболее привлекательную землю наложен арест".

ОАО "Уфимский тепловозоремонтный завод" образовано 25 января 2006 года. Занимается ремонтом, техобслуживанием и переделкой железнодорожных локомотивов, трамвайных и прочих моторных вагонов, подвижного состава. Уставный капитал  68,67 млн руб. Выручка в 2012 году, как следует из опубликованной Росимуществом отчетности, составляла 335,3 млн руб, чистая прибыль  12,76 млн руб., в январе-сентябре прошлого года  204,2 млн и 19,36 млн руб. соответственно. Годовой отчет за 2012 год предприятие не публикует. В руководстве УТРЗ сообщили, что в прошлом году основную выручку завода генерировало исполнение заказов предприятий, имеющих подвижной состав, в том числе "РЖД", "Газпромтранса" и "Сибуртранса", годом ранее  Росатома и Минобороны РФ. Данные о портфеле заказов на текущий год в УТРЗ не раскрывают.

Артур Асафьев, Наталья Павлова