10.02.2020
Журнал "Эксперт"

Аэропорт Краснодара станет крупнейшим региональным хабом на юге России

В августе 2020 года Международный аэропорт Краснодар начнет строительство фактически нового аэропорта, который станет частью мультимодального транспортного хаба. О том, как это изменит облик кубанской столицы и всего юга России в целом, рассказал управляющий директор АО "Международный аэропорт Краснодар" Дмитрий Кириченко.

– Соглашение о строительстве мультимодального транспортного хаба было подписано еще в начале 2018 года, но техническое задание на разработку проектной документации было подготовлено лишь в нынешнем январе. С чем это связано?

– Подготовке технического задания предшествует этап формирования мастер-плана, который завершился в декабре 2019 года. Над мастер-планом работали как специалисты аэропорта, так и партнеры, участвующие в его реализации, – администрации Краснодара и Краснодарского края, Росавиация, Минтранс, Госкорпорация по организации воздушного движения и другие. В феврале компания планирует запустить тендер на выбор проектировщиков по различным направлениям проекта.

– Как появление нового аэропорта на юге России отразится на общем представлении россиян и иностранных туристов о Краснодаре?

– Новый аэропорт Краснодара изменит лицо столицы Кубани, станет визитной карточкой города и края. За счет больших объемов перевозок и мультимодальности доступность авиапутешествия приблизится к наземному транспорту, что значительно – почти в полтора раза – увеличит мобильность жителей столицы Кубани и прилегающих районов.

У иностранных туристов Краснодар пользуется популярностью уже сейчас. Но пока их число невелико. Краснодарский край летом прошлого года занимал лишь 12-е место в рейтинге въездного туризма с показателем 48 туристов на тысячу жителей. На фоне общей туристической привлекательности региона и его курортов для зарубежных путешественников ввод нового аэропорта будет способствовать росту числа иностранных туристов. В свою очередь, турагентствам это позволит нарастить объем туристических услуг в отдельных районах края, расположенных в Краснодарской агломерации (Усть-Лабинский, Лабинский, Динской, Северский, Белореченский районы, Республика Адыгея).

Кроме того, появятся возможности по развитию Краснодара как трансферного пункта для связи с другими городами ЮФО, ЦФО и СКФО минуя Московский авиационный узел.

– Насколько, по Вашему мнению, возрастет количество туристов и объем туристических услуг?

– По данным Ростуризма, в Краснодарском крае число туристов достигло 18 миллионов человек, то есть показатели выросли почти на пять миллионов за пять лет. Показатели аэропортов Краснодарского края за этот срок также выросли. В Сочи пассажиропоток увеличился вдвое, в Краснодаре и Анапе на треть. Прошлым летом Кубань стала лидером по посещаемости, а самыми популярными курортами были Сочи, Анапа, Геленджик и Ейск. Такой тренд сохранится и в ближайшие пять лет. Количество туристов в регионе может вырасти на 20-30% за счет делового и событийного туризма, а также активно развивающегося бальнеологического направления.

Кроме того, на курортах Краснодарского края активно развивается международный въездной туризм, темпы развития которого сейчас сдерживаются только визовыми ограничениями. В ближайшие 5 лет въездной туризм в Сочи может составить от 700 тысяч до миллиона туристов в год, а в случае упрощения визовых ограничений – внедрения электронных виз и расширения списка стран с безвизовым режимом – он может вырасти до 3-5 миллионов туристов в год.

Мы ожидаем, что ввод нового терминала позволит сохранить и даже увеличить эти темпы роста за счет повышения пропускной способности аэропорта, обеспечения возможности пассажирам из других городов добраться до него удобными прямыми рейсами наземного транспорта. Большую роль в этом играет возможность обслуживать новые типы воздушных судов.

– Какие конкурентные преимущества у него будут по сравнению с аэропортами Ростова-на-Дону и Сочи?

– Новый аэропорт войдет в пятерку крупнейших региональных хабов России в 2023 году. После ввода в эксплуатацию он будет вторым по размерам на юге России – больше, чем ростовский Платов – и четвертым в стране после аэропортов Толмачево (Новосибирск), Кольцово (Екатеринбург) и симферопольского (Крым). Его площадь превысит 70 тысяч квадратных метров и будет сопоставима с аэропортом Симферополя, а к 2030 году она вырастет вдвое до 150 тысяч квадратных метров.

За счет интеграции общественного транспорта в инфраструктуру аэропорта Краснодар станет крупнейшим транспортно-пересадочным центром Юга. Здесь речь идет именно о мультимодальных возможностях и удобствах для пассажиров – пересадках, технологий единого билета, альтернативных видов транспорта. Чтобы попасть, например, в Сочи, куда-то на побережье или в соседний с Краснодаром районный центр, не нужно будет ехать на другой конец города и пересаживаться на автобус или электричку.

– Не пострадают ли жители близлежащих микрорайонов от возведения огромного транспортного комплекса?

– Скорее наоборот. Терминал будет расположен в максимальном удалении от жилого массива, фактически вынесен из городской черты, и весь автомобильный трафик к старому терминалу будет переориентирован на объездные дороги и обходы.

Строительство дополнительных обходов, развязок существенно изменит дорожную ситуацию. В первую очередь будет увеличена транспортная доступность района, жителям станет удобней пользоваться транспортом. Улучшится экологическая ситуация в прилегающих районах за счет снижения пробок и количества автомобилей, направляющихся в аэропорт.

Сам терминал переместится ближе к взлетно-посадочной полосе, что также имеет ряд положительных моментов. Будет проложена новая дорога. Помимо этого, при строительстве планируется реализовать несколько идей, которые направлены на улучшение комфорта жителей района, например, озеленение Пашковского микрорайона.

Мультимодальность аэропорта даст ощутимые преимущества перед другими воздушными гаванями региона и сделает Краснодар удобным пунктом путешествий. Новые железнодорожные и автоподходы и станции повысят мобильность жителей прилегающих к аэропорту микрорайонов города и пригородов. За счет гарантированного сокращения времени в пути до аэропорта и восточной части города железнодорожный транспорт станет популярным. Это будет удобная альтернатива автобусному движению. Помимо этого, интеграция железнодорожной составляющей в работу аэропорта даст новый импульс развитию агломерационных связей: жители соседних регионов и прилегающих к Краснодару районов смогут относительно недорого добираться до аэропорта – как к месту работы, так и к начальному пункту своих путешествий. Возможность использования технологии "Единый билет", которая сегодня активно реализуется в других аэропортах России, станет еще одним фактором транспортного удобства.

– Могут ли жители Краснодара высказать свои пожелания по модернизации аэропорта?

– При реализации проекта мы обратились не только к экспертам, но и к жителям нашего города, а также ко всем, кому небезразлична судьба Краснодарского аэропорта. На сайте аэропорта размещен банк идей, который любой желающий может пополнить своим мнением или идеей по поводу того, каким должен быть наш аэропорт будущего. Мы собираем идеи и пожелания по нескольким направлениям: архитектура и дизайн, экология, магазины, кафе и рестораны, зоны отдыха, авиакомпании и направления.

– Планируется ли строительство железнодорожной ветки для аэроэкспрессов?

– Многие современные транспортные узлы имеют железнодорожные подходы к авиатерминалам, и это существенно повышает трафик на всех видах транспорта за счет эффекта синергии трансферных технологий. В Краснодаре мы планируем реализовать мировой опыт по строительству железнодорожного подхода. Аэропорт воплотит в себе самые необходимые для комфорта авиапассажиров транспортные и технологические решения. Железнодорожная станция будет среди них одним из важнейших. Варианты по проектированию и строительству подхода прорабатываются совместно с РЖД.

– Через какие населенные пункты и микрорайоны города будет проходить ветка аэроэкспрессов?

– СКЖД определен "нулевой этап" проекта, позволяющий организовать кольцевое внутригородское движение по маршруту Краснодар-1 – Краснодар Сортировочный – Сады – Краснодар-2 – Краснодар-1 и построить "скобу" для соединения главных путей на направлении от станции Витаминный до станции Пашковская и подхода к аэропорту Краснодара. Существующая пропускная способность предусматривает курсирование 32 пар пригородных поездов.

Эти решения позволят создать внутригородское кольцевое движение (по аналогии с московским метро) с возможностью пересадок со всех четырех веток. Суммарный пассажиропоток поездами-аэроэкспрессами на направлении "Краснодар – аэропорт" на 2025 год составит, согласно базовому варианту, почти три миллиона пассажиров.

– Какие финансовые или социальные выгоды в целом получат краснодарцы и жители близлежащих районов Кубани?

– Жители Краснодара с вводом в действие нового терминала в 2023 году получат дополнительно 1500 рабочих мест, а к 2030 году их может быть сформировано до пяти тысяч за счет развития проектов на приаэропортовой территории. Особенно это может быть интересно жителям ближайших к Краснодару станиц и районов и Республики Адыгея.

– Как строительство нового аэропорта отразится на инвестиционной привлекательности Краснодара?

– С учетом того, что международный аэропорт Краснодара является составной частью крупнейшего на Юге проекта экспортно-импортного хаба с объемом инвестиций около 100 миллиардов рублей, а также уникальным мультимодальным проектом, это фактически ключевой проект федеральных и краевых властей в ЮФО. Строительство нового хаба существенно изменит инвестиционную картину города и края. Особенно в части инвестиций в основной капитал. Общий объем инвестиций только в один объект – аэропортовый комплекс сопоставим с инвестициями первой половины 2019 года. В тот период он составил 31 млрд рублей (60,8% к соответствующим данным за аналогичный период 2018 года). Напомним, что инвестиции города – это практически треть (около 28%) инвестиционных показателей Краснодарского края.

– Насколько, по вашим оценкам, вырастут инвестиции в ближайшие 2-3 года?

– Если учесть, что инвестиции первого этапа строительства аэропорта превышают 30 млрд частных и государственных инвестиций, то можно говорить как минимум о 50%-ном росте инвестиций в основной капитал города. Для всех участников проекта его финансирование и реализация – это приоритетная задача, как по выполнению параметров нацпроекта по модернизации магистральной инфраструктуры, так и достижение высоких показателей по привлечению инвестиций. Хочется особый акцент сделать на усилиях региональных властей по привлечению федерального финансирования для строительства перрона и рулежных дорожек (ориентировочно 4 млрд рублей, по объектам аналогам) и строительства железнодорожного подхода к аэропорту (ориентировочно 2,2 млрд рублей, по объектам-аналогам). Все это отразится не только на увеличении инвестиций в основной капитал, но и на реализации проекта в целом.

Мультимодальность аэропорта даст ощутимые преимущества перед другими воздушными гаванями региона и сделает Краснодар удобным пунктом путешествий.