ИзображениеДвадцатого мая 1877 года от перрона Николаевского вокзала в Петербурге на фронты русско-турецкой войны отправился первый санитарный поезд № 1, названный в честь императрицы Марии Федоровны.

История таких поездов началась немного раньше. Они появились в ходе Гражданской войны в США в 1861-1865 годах. В Европе их организовали в период франко-прусской войны 1870-1871 годов. Тогда в вопросе спасения раненых при помощи специальных железнодорожных составов особенно преуспели немцы, которые на 36 поездах вывезли с поля боя около 40 тыс. бойцов.

Выдающийся русский хирург Николай Пирогов, находившийся на фронтах этой войны в качестве наблюдателя, опубликовал затем свой отчет об увиденном опыте медицинской помощи раненым. В ней он положительно оценил зарубежную практику применения военно-санитарных поездов. Идея их создания была поддержана в России.

В 1870-х годах началась подготовка к созданию отечественных санитарных поездов, которые составляли из переоборудованных товарных и пассажирских вагонов. Одновременно изобретались первые приспособления, уменьшающие страдания раненых в пути следования. Деньги на составление и оснащение поездов часто выделяли благотворительные общественные организации – Дамские комитеты, в которые входили женщины всех слоев общества, проживающие как в России, так и за границей.

Также этой работой занялось и появившееся к тому времени в России общество «Красный крест», которое возглавляла супруга императора Александра II Мария Федоровна.

«В период 1877-1878 годов «Красным крестом» при участии средств Дамских комитетов в России было запущено 22 санитарных поезда, – рассказывает научный сотрудник Музея железных дорог России Юрий Ильин. – Наряду с этими поездами действовали составы, рассчитанные и на европейскую колею, работавшие преимущественно в Румынии. За годы русско-турецкой войны все они вывезли с поля боя десятки тысяч раненых русских бойцов».

Поезда милосердия выполняли свою благородную миссию во время всех последующих войн. Во время японской кампании 1904-1905 годов они эвакуировали более 400 тыс. русских больных и раненых, а за время Великой Отечественной спасли жизни миллионам человек.

Именно этим составам посвящена выставка Музея железных дорог России, над созданием которой его сотрудники трудились в течение двух лет. По этой экспозиции можно изучать историю применения санитарных поездов на различных теат­рах военных действий. Выставка включает в себя фотографии поездов милосердия разных годов, а также медицинское оборудование и одежду медперсонала.

С опорой на реальную музейную выставку создана видеоэкскурсия о санитарных эшелонах, которая размещена на сайте музея. К сегодняшнему дню ролик уже набрал 46 тыс. просмотров, став, таким образом, третьим по популярности из 40, созданных за весь период работы музея на удаленке. В экскурсии можно увидеть, что представлял собой советский санитарный вагон времен Второй мировой войны, как выглядели места для транспортировки раненых, а также «новодел» спального места для раненого.

 

Фото: Иван Куртов

 

 

Елена Харламова