Уважаемые пользователи! Вы находитесь на новом веб-портале ОАО "РЖД"

ИзображениеНа станции Бабаево 15 июня началась опытная эксплуатация домкратовидных устройств закрепления подвижного состава (стопперов), изготовленных «ОКБ «Электроавтоматика» имени П.А. Ефимова» по предложениям работников ОЖД. По состоянию на 29 июня с использованием стопперов закреплено 68 составов поездов. Эксплуатационные испытания отечественных стопперов продлятся до 13 сентября, их итоги будут подведены к концу нынешнего года.

Разработка современных технических средств закрепления подвижного состава ведется на «РЖД» не первый год. Этому направлению уделяется большое внимание, ведь автоматизация процессов формирования и расформирования состава помогает экономить трудозатраты и уходить от тяжелого физического труда.

Так, совместно с АО «ВНИИЖТ» был разработан новый тормозной башмак, более легкий – четыре килограмма вместо типовых семи, исключающий риск схода вагона из-за перекатывания колесной пары через башмак. Еще одно опытное устройство, применяемое на станции Шувакиш Свердловской дороги, позволяет закреплять составы массой 10000 тонн на уклонах до трех тысячных при участии только дежурного по станции и машиниста.

В связи с этим работники ОЖД предложили разработать современный аналог башмака – стопперы или домкратовидные устройства закрепления отечественного производства.

«Это специальные устройства, которые закрепляют вагон, – говорит заместитель начальника отдела перспективного развития и новой техники службы технической политики ОЖД Василий Шмаров. – Стоппер закрепляется на рельсах с внутренней стороны вдоль пути, а телескопическая головка устройства в виде «грибка» возвышается над рельсом на расстоянии 50 мм. Когда на такой «грибок» наезжает колесо, поршень проваливается, а затем снова поднимает вверх. Это устройство полностью исключает необходимость труда сигналистов, так как закрепление поезда на станции производится автоматически». Подобные стопперы уже установлены на нескольких станциях сети: Лужская Октябрьской дороги (производства ЮАР) и на станции Забайкальск Забайкальской дороги (производства КНР).

Отечественные разработки стопперов начались в 2016 году, испытания проводились на станции Санкт-Петербург-Сор­тировочный-Московский, но опытные образцы не полностью соответствовали техническим требованиям. С 2018 года разработкой стопперов занялось ОКБ «Электроавтоматика». В 2019 году прошли испытания в АО «ВНИКТИ», получено положительное заключение. В январе нынешнего года прошли первые испытания на перегоне Предпортовая – Лигово.

«Было установлено два опытных образца, и по ним проследовал локомотив с разными скоростями: от пяти до 50 км/ч, – говорит Василий Шмаров. – Испытания прошли успешно, устройства выдержали максимальные нагрузки удара колеса при максимальной скорости следования локомотива». В рамках реализации инвестиционного проекта «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте» 12 мая был заключен договор на поставку домкратовидных устройств закрепления подвижного состава, и их монтаж на станции Бабаево. Расчет установки стопперов произведен Ростовским филиалом АО «НИИАС», так как под каждый вагон требуется разная расстановка этих устройств, а общее количество рассчитывается с учетом максимальной условной длины состава и максимального уклона пути.

На седьмом пути четного приемо-отправочного парка станции Бабаево установлены 84 стоппера, которые закреп­ляют составы, прибывающие на этот путь полностью в автоматизированном режиме, без участия человека. Эта временная технология прописана в новой «Инструкции о порядке выполнения операций по закреплению железнодорожного подвижного состава на станции Бабаево». До начала испытаний причастный персонал – движенцы, путейцы и машинисты – прошли необходимое обучение. Эксплуатационные испытания продлятся как минимум три месяца, в течение которых будет отрабатываться технология и контролироваться исправное состояние устройств.

После подведения итогов испытаний будет решаться вопрос о тиражировании стопперов по всей сети, так как необходимость в подобных устройствах велика. Автоматизируя процесс, они исключают ручной труд, непроизводительные затраты времени на уборку и укладку тормозных башмаков. Кстати, для опытной эксплуатации станция Бабаево выбрана неслучайно: это станция стыкования двух родов электротяги на одном из самых грузонапряженных в России – Коштинском ходу. Благодаря установке стопперов можно значительно сократить время прохождения поездов через Бабаево, тем самым повысить пропускную способность участка.

 

Фото: архив службы технической политики ОЖД

 

Марина Литвинова