Уважаемые пользователи! Вы находитесь на новом веб-портале ОАО "РЖД"
31.07.2020
Газета "Гудок"

Памятник видно и слышно

ИзображениеК Дню железнодорожника в локомотивном эксплуатационном депо Курск-Сортировочное отреставрировали паровоз-памятник.

Обновленный Эм728-73 торжественно открыли 29 июля в присутствии руководителей МЖД по территориальному управлению, работников и ветеранов депо Курск-Сортировочное.

Паровоз производства 1933 года в Великую Отечественную трудился сначала на Красноярской магистрали, а с 1944-го – в депо Фаянсовая Московско-Киевской дороги. Входил в состав колонн Особого резерва НКПС. Немало поработал и в мирное время. Согласно исторической справке за все время эксплуатации пробег паровоза-труженика составил 1 320 900 км, он почти 33 раза «обогнул» Землю по экватору. В 1987 году, накануне Дня Победы, в память о трудовых и боевых подвигах курских железнодорожников Эм728-73 занял почетное место на вечной стоянке в локомотивном депо Курск-Сортировочное. Но в 90-е памятник подвергся вандализму – в кабину локомотива забралась местная шпана, разграбила ее и подожгла. После этого инцидента кабину заварили. В таком состоянии паровоз простоял до 2017 года, пока за него не взялись работники депо.

ИзображениеВ группу энтузиастов во главе с местным Кулибиным – помощником машиниста электровоза Николаем Тришкиным вошли машинист тепловоза Владимир Гусев, помощник машиниста тепловоза Александр Аршинов и дежурный по депо Олег Умрихин.

«Мы вскрыли кабину, выгребли весь хлам, произвели зачистку обгоревших частей, установили стекла на двери, покрасили и приступили к восстановлению внутренних частей и механизмов», – рассказывает Николай Тришкин.

Николаю и его соратникам приходилось искать информацию в Интернете, работать с музеями. По отдельным фотографиям и чертежам они восстанавливали утраченные узлы и механизмы, интерьер кабины.

Работы по реконструкции растянулись почти на три года. Но они это сделали – при поддержке руководства депо и профсоюза полностью воссоздали первоначальный вид сгоревшей кабины паровоза и вдохнули в экспонат новую жизнь.

«Мы оснастили кабину интерактивными компонентами. Сделали имитацию звуков паровоза: работы парового генератора и компрессора, гул топки и как в инжекторах вода кипит, – продолжает Николай Тришкин. – В топке мы еще сделали подсветку. Все эти элементы воссоздают реальную картину работы паровоза».

Эм728-73 сохранил и свой оригинальный голос-гудок. Для этого реконструкторы провели пневмомагистраль, по которой подается воздух под высоким давлением. «Гудок – визитная карточка паровоза, у каждого он свой, особенный, – замечает Николай. – В былые годы жены машинистов узнавали по нему о прибытии мужей на станцию и грели еду».

Для того чтобы людям было удобно подниматься в кабину паровоза, локомотивщики сделали специальный трап. В тендерной части обновленного Эм728-73 разместилась экспозиция об истории паровоза.

«Хочу выразить благодарность всем, кто помогал и кто трудился над восстановлением паровоза, вложил в него душу и сердце, – сказала методист подразделения по сохранению исторического наследия Московского центра научно-технической информации и библиотек на станции Курск Пелагея Михайлова. – Раньше, когда я водила сюда экскурсии и рассказывала о паровозе, ребята просто рвались в кабину. Теперь у них появилась такая возможность, и они получат массу новых впечатлений».

По словам заместителя начальника МЖД по территориальному управлению Мухарбека Озиева, обновленный паровоз имеет важное значение для патриотического воспитания молодежи. «Мы всегда поддерживаем начинания, связанные с сохранением исторической памяти. Это важно – донести до молодого поколения железнодорожников боевой и трудовой подвиг дедов и прадедов. Такие «живые» памятники помогают нам воспитывать и обучать молодежь, чтобы они стали достойными продолжателями славных традиций курских железнодорожников», – сказал он.

 

Валерий Павлов, Фото Андрея Сорокина