ИзображениеВ Калининградской дирекции тяги с 7 августа началось практическое обучение машинистов и их помощников на новом тренажерном комплексе, имитирующем кабину маневрового локомотива ТЭМ18ДМ.

Комплекс – это полноразмерный макет кабины тепловоза, оснащенный основным пультом машиниста и вспомогательным пультом помощника.

Учебное оборудование разработано Проектно-конструкторским бюро локомотивного хозяйства (ПКБ ЦТ). Монтаж был завершен 31 июля.

Занятия предстоит вести машинисту-инструктору Илье Белякову, имеющему большой опыт работы на маневровых локомотивах в одно лицо и уже освоившему новинку.

– Возможности тренажера позволяют в трехмерной графике имитировать маневровую работу на различных станциях Калининградской железной дороги. Отрабатывая навыки вождения в ходе виртуальной поездки, машинисты тепловоза и их помощники имеют возможность изучать действия в различных нестандартных ситуациях. Например, при неисправности электрической схемы, тормозного оборудования, приборов безопасности, нахождении на путях посторонних предметов. Можно задавать погодные условия, например дождь, снег, можно переключить сигнал светофора с разрешающего на запрещающий и проследить, как будет действовать обучающийся в сложных обстоятельствах, – рассказал Илья Беляков.

Учитывая сложность Калининградского железнодорожного узла – маленькие перегоны, в связи с чем светофоры имеют несколько значений, – разработчики тренажера визуализировали участок Калининград-Сортировочный и все основные грузонапряженные участки, включая направление на Балтийск.

– Локомотивная бригада или машинист маневрового тепловоза находится в максимально приближенных к реальности условиях: кабина просто «один в один» и виртуальный рельеф за окном имеет четкую картинку выбранных для тренировки перегона или станции, – говорит машинист Роман Шинкаренко. – Машинист-инструктор задает в пути следования все возможные ситуации для проезда поезда с соблюдением правил безопасности движения. Это помогает довести действия до автоматизма и наглядно усваивать положения инструкций. К примеру, на некоторых участках у нас имеются кривые, и сигнал светофора за несколько километров не виден. По инструкции такие кривые машинист должен проезжать на малой скорости – не более 20 км/ч. Это строго отслеживается как при регулярных рейсах, так и при учебных поездках.

Маневровые тепловозы серии ТЭМ18Д эксплуатируются на полигоне Калининградской железной дороги с 2017 года. В начале 2020 года в Калининградскую дирекцию тяги поступили пять новых маневровых тепловозов ТЭМ18ДМ, и теперь общее число машин этой серии составляет 20 единиц.

Они работают не только по широкой колее стандарта 1520 мм, но и по узкой стандарта 1435 мм.

В частности, они задействованы в маневровой работе на станции Калининград-Сортировочный, а также на станциях Дзержинская-Новая и Черняховск (Ново-Западный парк), откуда переправляют грузы через пограничные пункты пропуска Мамоново – Бранево и Железнодорожный – Скандава.

Согласно плану обучения раз в квартал каждый член локомотивных бригад дирекции (всего в них насчитывается 313 человек) должен пройти курс обучения на этом тренажере.

Также в Калининградской дирекции тяги отметили, что практические занятия на тренажере для каждого машиниста в любом случае полезны, так как закрепляют навыки вождения с соблюдением требований безопасности движения поездов.

 

Фото: Вера Башканова, ИД «Гудок»

 

Вера Башканова