25.08.2020
ИА "Интерфакс"

РЖД готовы к дополнительным затратам на экологию с их компенсацией дешевым "зеленым" финансированием

ОАО «Российские железные дороги», активно раскручивающее механизм «зеленого финансирования» для удешевления заимствований, подписало с Министерством природных ресурсов и экологии РФ соглашение о взаимодействии в сфере охраны окружающей среды, в том числе особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Согласно сообщению РЖД, документ предполагает экологический мониторинг на инфраструктуре железнодорожного транспорта, развитие экологического туризма и просвещения.

По итогам подписания договора генеральный директор РЖД Олег Белозёров заявил журналистам, что соглашение выходит за рамки обязательных природоохранных требований. «Что требуется по законодательству, мы точно выполним. А вот вопрос, как сделать лучше... Есть пилотные проекты у Минприроды – очень интересные наработки. И мы должны иметь документ, по которому могли бы совместно это реализовывать, проводить анализ, насколько это интересно», – сказал он.

«Мы подписали сейчас рамочное соглашение, у нас (функционирует) рабочая группа по наполнению. Направлений очень много», – в свою очередь сообщил глава Минприроды Дмитрий Кобылкин. Инициатором соглашения были РЖД, заявил министр, хотя и дал понять, что у стороны были соответствующие обоюдные интересы.

«Это соглашение – за периметром национальных проектов. Олег Валентинович понимает, что надо синхронизировать свою экологическую программу – он уверен, что она достаточная, и все требования учтены – но наши заместители пообщались и понимают, что, в принципе, ее можно расширить. И речь идет о расширении, поэтому мы и хотим сделать красивый продукт», – добавил он.

«Если в рамках экологической экспертизы и уже принятых решений у нас есть компенсационные мероприятия, то мы всегда стараемся прийти с бОльшим объемом компенсаций. Мы считаем, что за этим будущее. В прошлом году мы выпустили «зеленые» облигации, (суммы) которые платим за привлеченные средства, это, в том числе, и экономический результат за достижение хороших результатов по экологии», – заявил Белозёров.

Сейчас у компании – два выпуска «зеленых» еврооблигаций – в евро и в швейцарских франках. В 2019 г. монополия разместила 8-летние бонды на 500 млн евро, в 2020 г. – 6-летние на 250 млн швейцарских франках. Текущие ставки по ним – 2,2% и 0,84% годовых соответственно. «Заимствования под обычные проекты гораздо дороже. Мы считаем, что это абсолютно правильный современный баланс: вкладывай больше – сохраняй экологию – получишь лучший, в том числе и экономический эффект», – сказал во вторник топ-менеджер.

«Все, что положено по строительным и экологическим нормам будет выполнено в рамках действующих проектов. А вот вопрос – что мы сделаем сверх того, – это будут дополнительные затраты. Но затраты вернутся к нам, мы считаем, более дешевым привлечением средств», – подчеркнул он.

«И финансовое состояние экономики, и понимание того, что это нужно сделать максимально открыто, где-то в какой-то степени, может быть, международные экологические требования, подстегивают компанию, стимулируют получение дешевых кредитов», – отметил Кобылкин.

«Экология стала экономикой, и РЖД – это первая компания, которая делает такой шаг. Мы с 2018 г. подписываем соглашения с различными предприятиями-загрязнителями, в том числе которые попали в национальный проект «Экология». Но это «точечные» вещи, связанные с уменьшением того или иного выброса. И история с РЖД – это комплексная программа. Этим не занимался еще никто», – заявил чиновник.

Говорить о сумме удорожания проектов от дополнительных экологических обязательств Белозёров не стал. «У нас есть конкретный план, но его в цифрах нужно будет обсчитать. В год мы вкладываем в экологические программы порядка 4 млрд руб.«, – сказал он.

Замглавы монополии Сергей Кобзев заявил журналистам, что речь идет о 5 млрд руб. в год. «На 4 года это рассчитано, по тем объектам, где мы делаем дополнительно: у нас сейчас с Иркутской областью дополнительный план мероприятий – порядка 1 млрд руб. мы набрали – наши затраты, связанные с организацией инфраструктуры мониторинга», – сказал топ-менеджер.

«Это передвижные мобильные и стационарные лаборатории, это видеонаблюдение, это наблюдение беспилотными средствами по особым алгоритмам с обработкой данных. Там технических много вещей, которые полезны для всех. С Минприроды мы обсуждали – сделать доступной для населения. В центральной зоне Байкала приняли решение везде делать очистные сооружения,«, – сказал Кобзев.

«Туристические маршруты, которые пролегают с пересечением железной дороги – (нужно) обустроить местами сбора и утилизации мусора (который после себя оставляют туристы). Национальный парк – особая территория, есть проекты, которые предлагает Минприроды рассмотреть – какие-то минимальные обустройства надо делать», – сообщил топ-менеджер.

Ранее источник «Интерфакса» в одном из ведомств сообщал, что в середине июля Белозёров направил письмо премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с пакетом мер по стимулированию рынка ответственного инвестирования (ESG). Глава компании отмечал, что соответствующее инструменты, активно развивающиеся в мире, в России пока мало используются: проблема в недостаточно проработанной регуляторике, сложном механизме получения субсидий, отсутствии явных преимуществ для заемщиков и инвесторов.

Белозёров предложил упростить действующие механизмы субсидирования, ввести налоговые льготы для эмитентов и инвесторов (в том числе для инвесторов-нерезидентов в части процентного дохода по ESG-облигациям), принять пониженный коэффициент нагрузки на капитал банков при финансировании инструментов ответственного инвестирования, а также расширить мандат по инвестированию средств негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний.

Кроме того, в числе инициатив – льготные условия или частичная поддержка размещения ESG-инструментов за счет средств специальных государственных фондов и «якорных» инвесторов. Мишустин тогда поручил проработать идеи «Российских железных дорог» своему первому заму Андрею Белоусову и главе Минфина Антону Силуанову, говорил собеседник агентства.