26.08.2020
Газета "Гудок"

Работа на природе

ИзображениеВчера компания «РЖД» и Минприроды подписали соглашение о взаимодействии в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Это рамочный документ, который предполагает организацию взаимодействия в организации экологического мониторинга на инфраструктуре железнодорожного транспорта, и ОАО «РЖД» стало первой среди российских компаний, подписавшей его.

Основной посыл документа состоит в том, что ОАО «РЖД» всегда будет обращаться к лучшим природоохранным практикам при реализации своих транспортных проектов, а министерство – оценивать и проверять результаты этой деятельности.

Все, что положено выполнять по федеральному и местному законодательству в плане охраны природы, ОАО «РЖД», безусловно, делало и будет делать, отметил генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров. Однако главный экологический мотив деятельности холдинга заключается в том, что при железнодорожном строительстве экология должна становиться лучше, а для этого компания будет делать больше, чем положено.

«Мы поставили перед собой цель – быть лучшими в мире по экологии, и сотрудничество с Минприроды для нас в этом плане очень ценно, – подчеркнул Олег Белозёров. – Особое внимание мы уделяем природоохранным зонам, таким как территория Байкала. Мы гарантируем, что все решения по строительству объектов инфраструктуры будут приниматься исходя из минимально возможного вмешательства в природу, с привлечением экологических организаций и региональных властей, под строгим общественным контролем. Уже до начала реализации проекта у нас на учете каждое дерево. Если по результатам экологической экспертизы или в рамках принятых решений у нас должны быть запланированы компенсационные мероприятия, то мы всегда ориентируемся на максимальные объемы».

К примеру, в природоохранной зоне возле Байкала работы будут вестись на территории 40 гектаров, при этом предстоит вырубить порядка 21 тыс. деревьев и кустарников, среди которых нет ценных пород. Но в качестве компенсации компания высадит 80 тыс. сеянцев сосны на 49 гектарах, на тех участках, которые уже пострадали от пожаров и нуждаются в срочном восстановлении. Компания уже знает и то количество отходов, которое образуется при модернизации БАМа в байкальской зоне. Она передаст специализированным организациям 1,1 млн тонн строительных и коммунальных отходов на переработку, обезвреживание и утилизацию, построит 33 локальных сооружения для очистки ливневых вод и оснастит защитными конструкциями 159 км энергетических сетей (12,7 тыс. изоляторов), чтобы на них не гибли птицы.

Министр природных ресурсов и экологии России Дмитрий Кобылкин в свою очередь поблагодарил ОАО «РЖД» за то, что оно первое среди российских компаний подписало важный и, главное, комплексный документ о сотрудничестве. «Ранее мы подписывали соглашения с крупными компаниями, но они касались только точечных вопросов о сокращении выбросов в воздух или сбросах в водоемы», – пояснил министр.

Железные дороги в России пересекают или граничат с 114 особо охраняемыми территориями (ООПТ) на протяжении более 1700 км. Из них на ООПТ федерального уровня приходится 947,4 км, регионального – 769,25 км, местного – 12,1 км. Более 8 тыс. объектов РЖД находятся под контролем государственных природоохранных органов. Поэтому взаимодействие ОАО «РЖД» и Минприроды очень важно для экологии в целом.

В результате реализации Экологической стратегии ОАО «РЖД» с 2007 по 2019 год компания снизила воздействие на окружающую среду на 62% и признана самой энергоэффективной и самой экологичной в мире по результатам исследования Международного энергетического агентства и Международного союза железных дорог в 2019 году. Компания с учетом трубопроводного транспорта перевозит в России порядка 50% всех грузов и 25% всех пассажиров, но ее вклад в парниковый эффект составляет всего 1%.

 

Фото: Иван Шаповалов, пресс-служба ОАО «РЖД»

 

Сергей Плетнёв