Уважаемые пользователи! Вы находитесь на новом веб-портале ОАО "РЖД"
16.09.2020
Газета "Коммерсантъ"

ВСМ отсекают хвост и голову

Концессионеру достанется не вся трасса Москва – Санкт-Петербург.

Номинальные траты на строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) «Москва – Санкт-Петербург» могут сократиться с 1,7 до 1,4 млрд руб. за счет того, что в комплексный план модернизации инфраструктуры (КПМИ) войдет не вся ВСМ, а только 630 км от нее, без дорогостоящих подходов к столицам. В результате государство вместо 250 млрд руб. даст концессионеру 50 млрд руб. Остальное заберет ОАО «РЖД» на участок Москва – Крюково. По альтернативному варианту в концессию попадет даже меньше – 450 км за 950 млрд руб. Работы еще на 750 млрд руб. окажутся в инвестпрограмме ОАО «РЖД». По мнению аналитиков, это грозит новой индексацией тарифов.

ОАО «РЖД» и Минтранс предложили новый вариант финансирования строительства ВСМ «Москва – Санкт-Петербург», которая в перспективе должна позволить доезжать из столицы в столицу за 2 часа 15 минут.

Источник, знакомый с направленным ОАО «РЖД» на прошлой неделе вариантом паспорта федерального проекта «Высокоскоростное железнодорожное сообщение» комплексного плана модернизации инфраструктуры (КПМИ), а также с ходом совещания по ВСМ 10 сентября у замглавы Минтранса и руководителя Росжелдора Сергея Гончарова, рассказал, что сейчас рассматривается дробление проекта на три фазы. Это Москва – Крюково (42 км), Крюково – Обухово (основная протяженность трассы, 630 км) и Обухово – Санкт-Петербург (12 км).

Если ранее всю ВСМ планировали отдать в концессию, то в новой версии участок Москва – Крюково предлагается финансировать за счет федерального проекта «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла»: сейчас он предусматривает развитие сети МЦД, затраты до 2030 года – 557,5 млрд руб.

Источник, знакомый с ситуацией, говорит, что затраты по участку Москва – Крюково оцениваются в 221,5 млрд руб., из которых 200 млрд руб. ОАО «РЖД» собирается взять из того капитального гранта, который изначально был предусмотрен на саму ВСМ еще в тот момент, когда рассматривалось ее строительство в направлении Казани.

Участок Обухово – Санкт-Петербург ОАО «РЖД» теперь намерено строить за счет собственной инвестпрограммы в рамках развития транспортной системы Санкт-Петербурга. Его стоимость оценивается в 62 млрд руб. Один из собеседников «Ъ» рассказывает, что в качестве местоположения вокзала ВСМ в Санкт-Петербурге рассматривается территория бывших складов купцов Кокоревых неподалеку от Московского вокзала.

Основную протяженность трассы – участок Крюково – Обухово – предлагается включить в КПМИ с реализацией по корпоративно-концессионной схеме. Но если в предыдущих версиях проекта предполагалось, что государство выделит в качестве взноса в капитал специальной проектной компании ( СПК), выступающей концессионером, 248,4 млрд руб., которые оно начинало вкладывать в 2022 году, то сейчас участие государства в капитале компании ограничивается 50 млрд руб. одним траншем в 2025 году.

В то же время в план по-прежнему заложено, что государство предоставит поддержку в виде минимальной гарантированной доходности (МГД), нулевого НДС на услуги предоставления инфраструктуры и перевозку пассажиров и нулевой ставки налога на имущество на объекты инфраструктуры ВСМ. Также предусматриваются два выпуска облигаций СПК на 368 млрд руб. с госгаран тиями (ранее – три выпуска на общую сумму до 427 млрд руб., госгарантии по двум из них).

Завершение строительства всей трассы сдвинуто на год – на 2027-й, при этом предлагается до конца 2025 года построить 120 км участка Крюково – Новая Тверь. Прежде ожидания были оптимистичнее: до 2024 года планировали управиться с 10 км путей Москва – НАТИ ВСМ, а до конца 2025 года – со 152 км от НАТИ до Новой Твери. По подвижному составу оценка не изменилась: все те же 42 поезда производства «Уральских локомотивов» (СП Siemens и «Синары») на 175,7 млрд руб.

Между тем один из источников «Ъ» утверждает, что есть и другой вариант: в концессию уйдет только участок Логовежь – Обухово, а Крюково – Логовежь стоимостью 440 млрд руб. ОАО «РЖД» построит за счет своей инвестпрограммы. Тогда в периметр концессии попадет лишь 450 км трассы стоимостью 950 млрд руб., а еще порядка 750 млрд руб. работ с учетом вокзальных комплексов окажется в инвестпрограмме ОАО «РЖД».

В ОАО «РЖД» комментариев не дали. В Минтрансе «Ъ» сказали, что с предложениями знакомы, но «до момента переутверждения паспорта федерального проекта комментировать подробности преждевременно». Источник, знакомый с ситуацией, уверен, что конфигурация «еще успеет несколько раз перемениться». В Минэкономики «Ъ» не ответили, хотя, рассказывает другой собеседник «Ъ», на последних совещаниях министерство требовало перепроверить прогноз пассажиропотока и ожидаемые социально-экономические эффекты. Сейчас прогнозный пассажиропоток ВСМ оценивается в 22,6 млн человек в 2030 году.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что конструкция усложнилась, но по существу смета не поменялась. Желание обеспечить синергию с другими проектами понятно, отмечает эксперт, но дробление увеличивает сложность привлечения частных инвестиций. Проблема возложения всех рисков незавершения проекта на ОАО «РЖД» по-прежнему не решена, добавляет он, а перенос части проекта в инвестпрограмму монополии чреват дополнительной индексацией тарифов в 2024-2026 годах.

 

Цитата

"Поехавши из Петербурга, я воображал себе, что дорога была наилучшая. Таковою ее почитали все те, которые ездили по ней вслед государя. Такова она была действительно, но на малое время", – Александр Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву», май 1790 года.

Скорлыгина Наталья