01.10.2020
Коммерсантъ (Нижний Новгород)

Дорога слова и дела

ГЖД отмечает День компании

1 октября День компании отмечает ОАО «Российские железные дороги»: 17 лет назад начался новый этап современной истории железнодорожной сети России. Все эти годы филиал РЖД – Горьковская железная дорога – оставался одним из крупнейших налогоплательщиков Нижегородской области, ее партнером по развитию транспортной инфраструктуры и ответственным работодателем. Подробнее о том, как ГЖД выполняла обязательства в этом году в непростых условиях пандемии, – в этом обзоре.

 

Новые удобства для пассажиров

Для стратегически важных отраслей российской экономики, таких как железнодорожная, работа в условиях пандемии COVID-19 была особенно тяжелой. Сегмент пассажирских перевозок первым ощутил последствия карантина, объявленного из-за новой коронавирусной инфекции. Из-за самоизоляции россиян за восемь месяцев 2020 года с вокзалов и станций Горьковской железной дороги (ГЖД) отправились на 29,4% меньше пассажиров, чем за аналогичный период прошлого года (в целом более 19,6 млн пассажиров). В начале года, еще до карантинных ограничений, ГЖД успела запустить несколько новых поездов. В январе начали курсировать поезда сообщением Киров – Санкт-Петербург и Казань – Екатеринбург. А на маршрутах Ижевск – Ува, Ижевск – Балезино – Глазов и Муром – Ковров появились новые рельсовые автобусы РА-3.

В условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки компания была вынуждена отменять, сокращать периодичность и составность поездов в дальнем следовании и пригородном сообщении. Всего было отменено 52 поезда, 15 поездов изменили периодичность курсирования, один поезд сократил маршрут. Но на данный момент 29 поездов дальнего следования уже возвращены на маршруты, в том числе возобновили движение по прежнему графику скоростные поезда «Стриж», «Ласточка», «Сапсан».

Последний, кстати, в конце июля перевез 4,5-миллионного пассажира, отметив 10-летие с момента запуска по маршруту Нижний Новгород – Санкт-Петербург. А в конце августа – начале сентября стартовало тестовое курсирование нового скоростного поезда «Стриж» сообщением Санкт-Петербург – Самара. Благодаря уникальному подвижному составу, способному развивать скорость до 200 км/ч, а также специальному расписанию время поездки сократилось почти вдвое: от Нижнего до Самары теперь можно доехать за 10 часов 50 минут, от Нижнего до Санкт-Петербурга – за 8 часов 15 минут.

Несмотря на пандемию, компания не останавливала воплощение своих социально значимых инициатив. Так, в Нижнем Новгороде появились новые остановочные пункты в районе международного аэропорта Стригино (между станциями Петряевка и Окская, трансфер к аэровокзалу обеспечивает специальный шаттл) и особенно долгожданный – вблизи жилых комплексов «Окский берег» и «Солнечный». Последний в условиях автомобильных пробок в районе Ольгино позволяет жителям добираться в город (на проспект Гагарина или до Московского вокзала) быстрее – меньше чем за час. Еще один проект магистрали, поддерживающий транспортную ситуацию в черте Нижнего Новгорода, – организация тактового движения электропоездов от станции Починки до станции Варя. В рамках подготовки к строительству путепровода на улице Циолковского с 1 августа по этому маршруту пущены 33 пары поездов, которые курсируют каждые полчаса с раннего утра и до позднего вечера.

Приобрести билеты на пригородные поезда можно онлайн в мобильном приложении «РЖД пассажирам» (в условиях карантина этот способ стал особенно популярным), в кассах или в самой электричке за наличный и безналичный расчет. А для нижегородских пассажиров появилось дополнительное удобство – завершилась интеграция системы оплаты проезда в электричках с автоматизированной системой оплаты, действующей в городе. Теперь пассажиры пригородных поездов в черте города при оплате проезда транспортной картой могут пересаживаться на другие виды городского транспорта, не оплачивая свой проезд дополнительно в течение 60 или 90 минут.

 

Меры против вируса

В условиях пандемии железнодорожники масштабно вкладываются в мероприятия по предотвращению распространения вируса. Все вагоны поездов пригородного и дальнего сообщения проходят обязательную дезинфекцию. Не прошедший санобработку поезд не может отправиться в рейс. Особое внимание при уборке уделяется зонам и предметам интерьера, с которыми могут контактировать пассажиры: двери, ручки, поручни, столики, поверхности стен. В дальнем следовании поездная бригада проводит уборку вагона не менее четырех раз в сутки с применением дезинфицирующих средств, а все постельные принадлежности, включая матрасы и подушки, проходят специальную дезинфекцию. В пригородных кассах и на станциях каждые два часа проводится дезинфекция билетопечатающих автоматов, валидаторов, турникетного оборудования, информационных стоек и других мест. Обеззараживателями воды и воздуха в рамках модернизации оснащаются и поезда дальнего следования.

Сотрудники, взаимодействующие с пассажирами, обеспечены средствами индивидуальной защиты и проходят ежедневный контроль состояния здоровья. Только при отсутствии каких-либо признаков недомогания и при нормальной температуре тела железнодорожники допускаются к работе.

 

Ответственность в сфере грузовых перевозок

Еще одна зона ответственности ГЖД – грузоперевозки. По полигону ГЖД проходит не только центральный участок Транссибирской магистрали (на транзитные перевозки приходится около 85% грузооборота) – дорога является территорией значительного исходного отправления грузов. В условиях пандемии погрузка за восемь месяцев с начала 2020 года составила 18,8 млн т, что на 9,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Грузооборот сократился на 17%, до 100 млрд тарифных тонно-км. В числе особенно сокративших отправку – поставщики нефти и нефтепродуктов (минус 21,4%), цемента (минус 15,1%), черных металлов (минус 18,7%). Но есть и отрасли, зафиксировавшие положительную динамику: отправка кокса выросла на 18,1%, строительных грузов – на 10%, лесных грузов – на 8,2%.

О том, насколько оперативно ГЖД удалось в карантинных условиях выстроить отношения с участниками рынка, свидетельствует рост электронного документооборота: за восемь месяцев с начала года дистанционно было оформлено больше 90% документов, или более 1,2 млн.

Параллельно компания развивала все свои сервисы, повышающие эффективность логистического бизнеса своих партнеров, прежде всего – сложные комплексные продукты, включающие обеспечение логистики снабжения, сбыта и внутризаводской логистики, международные мультимодальные перевозки (с использованием водного, автомобильного транспорта), представление интересов в таможенных и налоговых органах. Все эти услуги, по принципу «одного окна», можно оформить в центрах продажи услуг – многофункциональных фронт-офисах РЖД. Для новых клиентов на сайте РЖД создан раздел «Дистанционный помощник», в котором можно узнать, с чего необходимо начать оформление перевозки, какие для этого нужны документы и какова последовательность действий грузоотправителя.

 

Социальная политика

В любых экономических условиях ГЖД является одним из крупнейших налогоплательщиков и в полном объеме отчисляет налоговые платежи в региональные и местные бюджеты. Общий объем отчислений в консолидированные бюджеты субъектов РФ, на территории которых расположен полигон ГЖД, и внебюджетные фонды за восемь месяцев 2020 года составил порядка 10 млрд руб., из них около 6 млрд руб. – по Нижегородской области.

Так же стабильно ГЖД выполняет гарантии, закрепленные в Коллективном договоре с сотрудниками (общая численность работников холдинга «РЖД» в границах Горьковской железной дороги на сегодня составляет более 53,7 тыс. человек). В частности, они касаются индексации зарплат, прохождения обязательных медосмотров, поощрений и матпомощи, компенсируемого соцпакета (работники получают возможность компенсаций со стороны РЖД на соцуслуги в пределах выделенного лимита) и т. д.

Не прекращалась, несмотря на сложные экономические условия, ипотечная жилищная программа РЖД. В 2020 году предоставлена корпоративная поддержка на приобретение квартир в собственность 82 работникам с общим объемом субсидий в размере 163,7 млн руб.

Одним из приоритетных направлений в деятельности дороги всегда была работа с пенсионерами и ветеранами. Всего на ГЖД сегодня 35,5 тыс. неработающих пенсионеров, в том числе 1,7 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны. В этом году к юбилейному Дню Победы через благотворительный фонд «Почет» ветеранам войны была оказана матпомощь, выполнены ремонтные работы по улучшению жилищных условий на сумму более 5 млн руб.

Это лишь немногие из большого комплекса мероприятий, которые ГЖД ежегодно проводит, заботясь о своих сотрудниках. Вся эта работа – традиционный вклад компании в развитие не только собственного бизнеса, но и в целом регионов, по территории которых проходит магистраль, в улучшение качества жизни их населения. Вне времени и обстоятельств.