Уважаемые пользователи! Вы находитесь на новом веб-портале ОАО "РЖД"
07.10.2020
Газета "Гудок"

Выбор в пользу России

ИзображениеПринявший две недели назад присягу президент Белоруссии Александр Лукашенко поручил правительству подготовить предложения о переориентации всех экспортных поставок из портов балтийских стран в российские порты. Белорусский нефтеперерабатывающий концерн «Белнефтехим» первым начал переговоры о переводе экспорта изготавливаемого сырья из порта Клайпеды (Литва) на северо-западные терминалы России.

Поручение президент мотивировал введением санкций прибалтийских стран в отношении Белоруссии. Одной из ответных мер должна стать переориентация экспортного потока белорусских грузов из стран Прибалтики в РФ.

Как рассказал «Гудку» пресс-секретарь концерна «Белнефтехим» Александр Тищенко, компания ведет переговоры с представителями терминала компании «ЛУКОЙЛ» («РПК-Высоцк Лукойл-II») и перевалочных комплексов «Усть-Луга Ойл» и «Портэнерго» о возможности и условиях перевалки до 6 млн тонн нефтепродуктов. В переговорах участвуют министерства транспорта и министерства энергетики Белоруссии и России.

«Сейчас идет сверка возможностей объема перевалки нефтепродуктов и ее тарификация. Через все балтийские порты сейчас наше предприятие отправляет 6 млн тонн нефтепродуктов в год. Важно сохранить стоимость перевалки и прогона грузов по железной дороге на сопоставимом уровне», – говорит Александр Тищенко.

По словам члена правления компании Rail Go Олега Яценко, расстояние между станциями Барбаров (Беларусь) – Клайпеда (Литва) составляет 946 км, между Барбаров – Высоцк (Россия) – 1167 км. Средний ход вагона 250 км/сут., средняя ставка аренды цистерны 1-1,1 тыс. руб., разница пути будет меньше, чем сутки. Таким образом, вагонная составляющая не сильно повлияет на стоимость перевозки. От станции Барбаров (Беларусь) до порта Усть-Луга (Россия) средний тариф на перевозку составит 1,4 тыс. руб. за тонну нефтепродуктов, а до Клайпеды (Литва) – 1,8 тыс. руб.

«Получается, что в порты РФ вести дешевле примерно на 350 руб. за тонну в сравнении с Клайпедой», – говорит Олег Яценко.

По мнению советника генерального директора компании «БалтТрансСервис» Владимира Прокофьева, белорусские предприятия отдавали предпочтение транзиту груза через Литву из-за того, что стоимость тарифа на перевалку грузов в портах Балтики ниже, чем в РФ. Кроме того, у белорусских экспортеров есть некоторые виды нефтепродуктов, которые терминалы не всегда могут принять, потому что для них нужны отдельные емкости для хранения.

Генеральный директор «Лукойл-Транс» Алексей Махнев заявил 2 октября в эфире телеканала «Россия 24», что «Белнефтехим» ведет переговоры с «ЛУКОЙЛом» об экспорте белорусских нефтепродуктов через порт в Высоцке.

По словам пресс-секретаря «Белнефтехима», итоговое решение зависит от мощностей портов: «терминал в Высоцке, например, имеет достаточные мощности для перевалки грузов».

А вот все объемы по перевалке грузов в порту Усть-Луга на 2020 год уже распределены, рассказал «Гудку» начальник отдела логистики компании «Усть-Луга Ойл» Владимир Корженко.

«У нас заключены контракты с поставщиками, которые полностью обеспечивают загруженность мощностей. Если вести разговор о поставке дополнительных объемов грузов на перевалку, то только с начала следующего года. На данном этапе трудно оценить, какой процент от предполагаемых белорусских грузов сможет взять наш терминал», – говорит он.

Объем перевалки светлых и темных нефтепродуктов через «Усть-Лугу Ойл» в 2019 году составил 28,3 млн тонн при мощности 30 млн тонн в год, через «Портэнерго» – около 3 млн тонн, что сопоставимо с проектной мощностью терминала, через «РПК-Высоцк Лукойл-II» – 11,5 млн тонн (мощность терминала 16 млн тонн в год).

По мнению заместителя начальника службы по грузовой работе Белорусской железной дороги Александра Евсюка, если направление перевозки грузов поменяется на Россию, компания справится с поставленной задачей. «На железной дороге нет проблем с переориентацией направлений грузовых потоков. Компания справится с таким объемом поставок, если придется отправлять их в Россию», – говорит он.

По данным Министерства транспорта Литвы, в 2019 году через Клайпедский порт перевалено 15,5 млн тонн белорусских грузов. За первое полугодие текущего года «Литовские железные дороги» перевезли 9 млн тонн белорусских грузов для перевалки на морских терминалах.

 

Фото: Виктор Казарин

 

Сергей Волков