27.10.2020
Газета "Коммерсантъ"

Образовательный максимум

Гранты и стипендии для молодежи

Как известно, получение диплома не гарантирует получение работы. Впрочем, это не новость, так было во все времена. В России советского периода существовала система распределения после вуза, гарантировавшая рабочие места свежеиспеченным специалистам, однако распределить могли куда угодно, и далеко не все выпускники мечтали о карьере сельского учителя за сотни километров от дома или радиста в условиях вечной мерзлоты.

У иностранных вузов с многовековой историей немного другой взгляд на будущее своих студентов. Старейшие и престижные университеты планеты разными способами готовят почву для своих будущих выпускников, прокачивая и собственные компетенции, и репутацию. К примеру, Кембридж (University of Cambridge, Великобритания), в котором учились Исаак Ньютон, Фрэнсис Бэкон, Оливер Кромвель и 15 британских премьер-министров, подарил миру самое большое количество нобелевских лауреатов. Более 80 выпускников и преподавателей Кембриджа получили эту престижную академическую награду: 29 – за достижения в физике, 25 – в медицине, 21 – в химии, 9 – в экономике, двое в литературе и один – премию мира. Безусловно, это повод для гордости. Но за ним стоит долгая и кропотливая работа и с преподавательским составом, и с компаниями, желающими заполучить в штат лучшего из студентов престижного вуза.

Йельский университет (Yale University, США) вкладывает более $500 млн в расширение и усовершенствование лабораторий и учебных помещений факультетов точных наук и инженерного профиля, а также финансирует развитие материальной базы для исследований в области медицины и биотехнологии. Всемирная стипендиальная программа университета ежегодно привлекает в Йель будущих выдающихся деятелей со всего мира, которым предстоит внести значительный вклад в развитие своих стран.

Гарвард (Harvard University, США), выпускники которого становятся представителями политической и научной элиты всего мира, в 2008 году запустил программу Common Spaces Programm, цель которой укрепление связей академического сообщества. Кроме того, в Гарварде можно получить материальную поддержку: 20% студентов не платят абсолютно ничего, а 55% студентов получают дополнительное финансирование на обучение. Университет учитывает финансовые возможности каждого учащегося вне зависимости от того, является ли он гражданином США или другой страны, и в случае необходимости готов частично или полностью покрыть расходы, касающиеся обучения и проживания студента. Для получения полного финансирования достаточно предоставить документы, подтверждающие, что годовой доход родителей составляет менее $65 тыс.

При Университете Либерти (Liberty University, США) открыт карьерный центр, где его сотрудники связывают работодателей со студентами. В центре знают, кто обычно интересуется их выпускниками, какие у работодателей требования, каков процесс трудоустройства, чего ожидают от кандидатов, как подготовиться к отбору и так далее.

Выпускники Университета Экстера (University of Exeter, Великобритания) находят работу в течение полугода после окончания обучения. Все благодаря тому, что университет имеет связи более чем с 700 компаниями и проводит более 900 мероприятий в год, включая презентации, пробные интервью, ярмарки вакансий. В университете функционирует так называемая Graduate Business Partnership – 20-недельная стажировка для выпускников, в рамках которой молодой специалист попадает в компанию и выполняет проект в определенной области: это могут быть информационные технологии или онлайн-торговля, исследование рынка, развитие продукта или научные разработки.

Таким образом, вузы не просто обучают, а действительно готовят специалистов, способных сразу после получения диплома взяться за конкретное дело. Неудивительно, что у каждого из них стоит очередь из сотен компаний, претендующих на таких выпускников.

В России работодатели из состава главных игроков и лидеров рынка понимают проблему. Сегодня появляется все больше и больше программ, вовлекающих молодежь в различные проекты. То есть компании начинают формировать собственные кадровые резервы: это и именные стипендии, и гранты на проекты и разработки, и оплачиваемые стажировки, которые проводятся как на базе самих компаний, так и в содружестве с ведущими отраслевыми вузами.

Из последних новостей в сфере поощрения молодых талантов – проект «Альфа-шанс», созданный, как несложно догадаться, Альфа-банком. 30 лучших студентов российских вузов получат по 300 тыс. руб., которые смогут потратить на то, что поможет им реализоваться и достичь успеха, например на оплату стажировки, покупку мощного компьютера или на финансирование собственного проекта. В рамках программы стипендиаты «Альфа-шанса» смогут общаться и консультироваться с признанными экспертами – предпринимателями и управленцами. А лучшие из лучших попадут на оплачиваемую стажировку в Альфа-банке с прицелом на дальнейшую постоянную работу, разумеется.

«В нашей стране много умных и свободных студентов. Многим для успешного старта в жизни не хватает прозаичных вещей – денег и комфортной среды для обмена опытом», – справедливо отметили представители банка, комментируя программу.

Кстати, заявки на участие принимаются до 30 ноября.

Аналогичным проектом отметился в этом году и ВТБ. Более 9 тыс. студентов из 350 отечественных вузов боролись за 50 именных грантов в 100 тыс. руб., которые разрешалось потратить на специализированные курсы или тренинги, участие в конференциях или семинарах, приобретение подписки на профессиональную литературу, книг или доступов к необходимым базам данных. Допускались, впрочем, и расходы на запуск собственного бизнеса, организацию важного социального проекта или подготовку научной статьи. Главной задачей для соискателя было аргументированно обосновать, почему на конкурентном рынке банковских услуг так важно быть всегда на шаг впереди. Авторам наиболее убедительных конкурсных работ предлагалась и возможность присоединиться к команде ВТБ. «Мы рады, что, несмотря на вынужденные изменения в формате данного мероприятия в связи с пандемией коронавируса, нам удалось реализовать этот важный проект и оказать поддержку талантливым ребятам. Надеемся, что наш вклад станет хорошим подспорьем в их дальнейшем профессиональном и личностном развитии», – отметил Глеб Ермаков, руководитель департамента по работе с персоналом – старший вице-президент банка ВТБ.

Поддержать лучших студентов, создав благоприятные условия для их профессионального развития и роста лидерского потенциала, готов и Благотворительный фонд Владимира Потанина. На именную стипендию в 25 тыс. руб. в месяц могут претендовать студенты первого и второго курсов очной магистратуры наиболее динамично развивающихся российских вузов (в списке партнеров стипендиальной программы 2020/21 учебного года их 75). Как сообщают организаторы конкурса, главными критериями отбора станут академический, интеллектуальный, творческий и лидерский потенциал соискателей, а также их мотивация к развитию, социальная активность, готовность брать на себя ответственность, осознание общественной значимости выбранной для учебы специальности. Прием заявок заканчивается 20 ноября.

Впрочем, поддерживать юные дарования можно не только именными стипендиями. Продвижению талантливой молодежи способствуют и такие мероприятия, как Rusbase Young Awards – ежегодная премия в области молодежного предпринимательства от независимого бизнес-издания Rusbase. Школьники, студенты и начинающие предприниматели до 25 лет, у которых уже есть свой собственный бизнес или коммерческий проект, борются здесь за звание лучшего в одной из шести номинаций. Они охватывают едва ли не все направления деятельности, доступные для малого и среднего бизнеса, от производства и продажи товаров и услуг до образовательных и просветительских проектов. Непосредственной финансовой поддержки лауреаты премии, правда, не получают. Зато могут рассчитывать на PR, обогащение новыми знаниями и навыками для развития своего дела (в рамках бесплатного онлайн-курса) и, что немаловажно, на помощь персонального ментора из числа членов жюри. Советы опытного бизнесмена могут оказаться для начинающего предпринимателя куда полезнее сухой теории.

Фонд развития теоретической физики и математики «Базис» учрежден в 2016 году Олегом Дерипаской для поддержки фундаментальной физики и математики в России. Теоретическая физика играет ключевую роль в современной науке и является неотъемлемой частью качественного естественно-научного образования. Программы фонда направлены на обеспечение системной и комплексной поддержки теоретической физики и математики в России, повышение конкурентного уровня сообщества российских ученых и преподавателей и укрепление взаимосвязи научной деятельности и системы образования в этой сфере. Поэтому в рамках специальной программы с физическим и механико-математическим факультетами МГУ им. М. В. Ломоносова фонд проводит конкурсы на получение грантов для обучения по магистерской программе Mathematics and Theoretical Physics Part III в Кембриджском университете. Грант «Базиса» можно получить на полную или частичную оплату расходов на обучение. Преимущество при отборе получают заявители, которые имеют дополнительные источники финансирования. Документы можно подать до 10 февраля 2021 года.

Формированием кадровых резервов озабочены разные представители бизнеса. Так, компания СИБУР вот уже несколько лет реализует образовательную программу, направленную на поддержку одаренных детей, достигших успехов в сферах химии и инжиниринга, и их социально-профессиональный рост. Она ориентирована на формирование у старшеклассников развитых компетенций, отвечающих требованиям СИБУРа к «инженеру будущего», и на подготовку к поступлению в вузы на профильные направления. В рамках специальной профориентационной смены в сочинском образовательном центре «Сириус» юным участникам программы предлагается целый комплекс мероприятий: от лекций и мастер-классов до разработки исследовательского или инженерно-технического проекта в сфере аналитической химии или инжиниринга.

Совместить профессиональную ориентацию с отдыхом у моря предлагает школьникам компания РЖД, вот уже третий год проводящая в партнерстве с международным детским центром «Артек» тематическую образовательную программу «Страна железных дорог». Обладателями бесплатных путевок стали на этот раз 400 учеников 6-11-х классов, успешно прошедшие конкурсный отбор. В течение трех недель они знакомились с работой ОАО «РЖД», с железнодорожными профессиями, IT-технологиями, учились создавать 3D-объекты железных дорог будущего, изучали робототехнику, развивали свои лидерские качества и организаторские способности.

Работу с образовательными учреждениями как важную составляющую в общей системе работы с персоналом рассматривает и ПАО ЛУКОЙЛ. В компании учреждена комплексная программа по взаимодействию организаций группы ЛУКОЙЛ с вузами, в рамках которой предусмотрены стипендии и гранты.

Именные стипендии выплачивает Благотворительный фонд ЛУКОЙЛ. Отбор кандидатов на получение стипендий производится из числа студентов третьего-четвертого курсов бакалавриата и первого-второго курсов магистратуры, а также третьего-пятого курсов специалитета очной формы обучения факультетов (институтов) нефтегазового профиля образовательных организаций высшего образования. Стипендии назначаются студентам, средний балл успеваемости которых не ниже 4. При назначении стипендии приоритет отдается учащимся, заключившим договоры с организациями группы ЛУКОЙЛ. Кроме того, студенты, начиная с третьего курса, могут пройти производственную практику на предприятиях

Для молодых преподавателей до 35 лет, чтобы оказать им поддержку в повышении квалификации, профессиональном росте и решении социальных вопросов, Благотворительный фонд ЛУКОЙЛ учредил специальные именные гранты. Соискателями грантов могут быть штатные преподаватели и научные сотрудники образовательного учреждения, участвующие в учебном процессе, не старше 35 лет, зарекомендовавшие себя как перспективные преподаватели, стремящиеся к самореализации на педагогическом поприще, активно участвующие в совершенствовании содержания и методического обеспечения учебного процесса, выполняющие научно-исследовательскую работу по тематике, связанной с проблемами повышения эффективности нефтегазового производства в условиях рыночной экономики и его экологической безопасности, а также выполняющие исследования в области менеджмента, информации, политологии, геополитики, связей с общественностью, международных отношений, социологии, культурологии и других общественных наук.

Сборов Иван