27.10.2020
ТАСС

Белоруссия может обеспечить энергией магистраль Петербург – Минск – Гамбург, уверен Рапота

Белоруссия сможет полностью обеспечить электроэнергией перспективную скоростную железную дорогу Санкт-Петербург – Минск – Гамбург после выхода БелАЭС на полную мощность. Такое мнение высказал во вторник госсекретарь Союзного государства России и Белоруссии Григорий Рапота на полях IХ Форума вузов инженерно-технологического профиля Союзного государства в Минске.

«Когда будет построена, окончательно введена (в эксплуатацию) БелАЭС, Белоруссия будет обладать, может быть, самым дешевым в Европе электричеством, причем избыточным. Белоруссия станет энергоизбыточным государством. Один состав электропоезда поглощает от 8 до 10 мегаватт электроэнергии – вот вам, пожалуйста, есть куда применить (избыток энергии) с пользой для дела. Есть система замещения, в принципе можно только одной белорусской электроэнергией снабдить все 2,5 тыс. км этой железной дороги по системе замещения», – сказал Рапота.

Он подчеркнул, что строительство такой магистрали является серьезным геополитическим проектом.

«Одна из больших проблем в экономике наших государств – это недостаточно развитая инфраструктура. Скажем, наши центры культуры – это Москва и Санкт-Петербург. До них добраться жителям Белоруссии не так-то просто. Если сесть на поезд и ехать 13-14 часов до Санкт-Петербурга – это даже не XX, это XIX век, когда идет одноколейная железная дорога наполовину электрифицированная. Я такие (дороги) видел только в фильмах о гражданской войне», – подчеркнул Рапота.

По его словам, перспективная скоростная железная дорога позволит значительно сократить время в пути по сравнению с самолетом, с учетом времени, которое необходимо потратить, чтобы добраться в аэропорт.

«Это побуждает нас по крайней мере предлагать и работать над тем, чтобы это было реализовано. В качестве первого такого проекта – это (магистраль) Санкт-Петербург – Гамбург через Минск, Варшаву и Берлин», – добавил он.

При этом Рапота подчеркнул, что речь идет о создании скоростной грузо-пассажирской дороги. «Это очень сложная инженерная задача, которая требует самых современных знаний во всех областях – энергетика, материаловедение, гидродинамика и аэродинамика, электрооборудование», – уточнил он.

По словам госсекретаря Союзного государства, в отношении проекта «очень много скептиков, причем и на российской, и на белорусской стороне». «Нам приходится преодолевать большое психологическое сопротивление. Единственный, кто сильно не возражает – это Минфин, потому что проект предполагается сделать за внебюджетные деньги», – резюмировал Рапота.

 

Создание АЭС

Строительство станции ведется рядом с городом Островец в Гродненской области по типовому российскому проекту нового поколения «три плюс» АЭС-2006 за счет госкредита РФ в объеме до 10 млрд долларов. БелАЭС будет состоять из двух энергоблоков мощностью 1200 МВт каждый. Генеральным подрядчиком выступает компания «Атомстройэкспорт» (входит в госкорпорацию «Росатом»).

В августе в активную зону реактора первого блока загрузили тепловыделяющие сборки со свежим ядерным топливом, что означает начало физического пуска БелАЭС. Власти заявляли, что энергетический запуск станции состоится 7 ноября, а ввод в промышленную эксплуатацию первого энергоблока запланирован на начало 2021 года. Согласно расчетам белорусских властей, ввод второго блока должен произойти в 2022 году.