02.11.2020
ИА "Интерфакс"

Объединение с участием ОВК просит Белоусова сохранить тарифные льготы для «инновационных» вагонов

Объединение вагоностроителей (ОВС) просит первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова сохранить действие тарифных схем для вагонов повышенной грузоподъемности (25 тонн на ось по сравнению с 23,5 тс у массово эксплуатируемых моделей).

Соответствующее обращение глава наблюдательного совета ОВС, первый замглавы государственной корпорации «Ростех» Владимир Артяков направил чиновнику 29 октября («Интерфакс» ознакомился с содержанием документа).

 

Стратегические аргументы

Внедрение такого подвижного состава «имеет ключевое значение при увеличении на 50% к 2024 г. пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей» – в соответствии с президентским указом о стратегических задачах развития РФ, а также для государственной программы развития угольной промышленности до 2035 г. и исполнения ряда отраслевых стратегий, подчеркнул, в частности, топ-менеджер.

«Практика показала, что («инновационные») вагоны позволяют оптимизировать загрузку инфраструктуры на подходах к портам, сократить количество «узких мест» железнодорожной сети за счет перевозки на 10% больше массовых грузов», – добавил он.

Кроме того, как отмечает Артяков, использование подвижного состава с увеличенной осевой нагрузкой существенно снижает затраты ОАО «Российские железные дороги» на содержание пути, топливно-энергетические ресурсы, локомотивный парк и обслуживание таких вагонов в эксплуатации. Последнее было подтверждено испытаниями по методике, утвержденной министерством транспорта РФ в 2017 г., говорится в письме.

Вместе с тем, РЖД подготовили предложения по отмене действующих тарифных схем на порожний пробег «инновационного» подвижного состава, напомнил глава наблюдательного совета Объединения вагоностроителей. «(Монополия объясняет свою инициативу) ростом доли таких вагонов в (общем) парке, профицитом всех вагонов на сети, упущенными доходами и отсутствием достаточных финансовых ресурсов. Взамен «Российские железные дороги» предлагают установить на 2021 г. скидку на груженый рейс для угля на отдельных направлениях», – отметил топ-менеджер.

 

Удар по вагоностроению

«В случае отмены тарифных схем для вагонов с улучшенными характеристиками на фоне долгосрочного снижения спроса на грузовой подвижной состав снизится конкурентоспособность продукции, сократятся ее закупки. Ежегодные потери вагоностроения, операторов и собственников (таких вагонов) в несколько раз превысят «упущенный» доход РЖД от тарифных схем. Неизбежно будут сокращены рабочие места на предприятиях железнодорожного машиностроения, свернуты производства и утрачены компетенции», – написал Артяков.

При этом, по его мнению, положительные экономические эффекты от эксплуатации «инновационных» вагонов будут перераспределены на старый парк, «что заблокирует процесс его обновления, приведет к фактическому дотированию эксплуатации низкоэффективных вагонов старой конструкции».

Рабочая группа Государственного совета РФ по направлению «Энергетика» на заседании 22 сентября рекомендовала правительству сохранить действующую тарификацию «инновационных» вагонов, также сообщил топ-менеджер.

 

Методические указания

Артяков в письме отметил, что тарифные схемы на порожний пробег вагонов с улучшенными характеристиками были приняты в соответствии с поручением правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 2012 г. Федеральная служба по тарифам РФ (позднее поглощена Федеральной антимонопольной службой РФ) утверждала их с учетом основного в государственном регулировании железнодорожных тарифов метода экономически обоснованных затрат, после согласования с Минтрансом, Минпромторгом и «Российскими железными дорогами».

К настоящему времени на железные дороги страны поступили более 160 тыс. единиц подвижного состава с увеличенной осевой нагрузкой (в том числе 127 тыс. полувагонов, их доля с 2015 г. выросла с 3% до 22%). Всего на сети в сентябре было 1,191 млн грузовых вагонов, из них в рабочем парке – 1,003 млн, свидетельствуют данные РЖД.

Крупнейшие производители техники на тележках 25 тс – «Объединенная вагонная компания» (ОВК, контролируется «Трастом» и «Открытием», курируемыми Центральным банком РФ, free float – 12,3%) и «Уралвагонзавод» (УВЗ, входит в «Ростех»). Предприятия ОВК и УВЗ являются участниками Объединения вагоностроителей.

 

Эффектные идеи

Дополнительные доходы от отмены льготной тарификации порожних рейсов «инновационных» вагонов «Российские железные дороги» оценивают в 9,5 млрд руб. При этом РЖД считают возможным перенести «подтверждаемый методикой Минтранса» экономический эффект от улучшенных технических характеристик техники (5 млрд руб.) на основных пользователей подвижного состава на тележках 25 тс (87% парка) – угольщиков. Для этого монополия готова предоставить им в 2021 г. 4,3%-ную скидку на груженый рейс в южном и северо-западном направлениях, менее загруженных по сравнению с восточным.

Остальные 4,5 млрд руб. «Российские железные дороги» классифицируют как «дополнительный доход от роста перевозок на участках с ограниченной пропускной способностью» при льготных тарифных условиях. Фактически эта сумма находится «за периметром эффектов, подтвержденных методикой Минтранса», отмечают РЖД. Ее компания предлагают использовать при отмене льгот для финансирования своей инвестиционной программы. При этом с 2022 г., по мнению монополии, необходим полный переход к «базовой» тарификации по «инновационным» вагонам («без льгот»).

«С учетом решений государства по прекращению субсидирования лизинговых платежей продолжение льготной тарификации является избыточным», – поясняли недавно «Российские железные дороги» в своих материалах. При этом в своей презентации монополия отмечала, что ее «дочка» – «Федеральная грузовая компания» (ФГК) – при отмене тарифных схем для «инновационки» может потерять 1,07 млрд руб. (данные за 2019 г. в ценовых условиях 2021 года).

Ранее УВЗ заявлял, что в 2019 г. поставит «Федеральной грузовой» более 2,65 тыс. «инновационных» вагонов. В 2020 г. ФГК планирует приобрести более 3,8 тыс. полувагонов повышенной грузоподъемности, сообщал недавно замглавы департамента производственной инфраструктуры оператора Сергей Романов.

Между тем, по итогам обсуждения на уровне первого вице-премьера, по информации источников «Коммерсанта», комплекс тарифных инициатив был отправлен на доработку.