05.11.2020
ИА "Интерфакс"

Минтранс обсуждает продление субсидий на транзит контейнеров, «Трансконтейнер» ждет их роста в 10 раз

Субсидии на контейнерные транзитные перевозки в РФ могут быть продлены на 2021 год: над этим работают транспортные чиновники.

«Видим, что это решение востребовано грузовладельцами. Совместно с заинтересованными государственными органами и ОАО «Российские железные дороги» прорабатываем вопрос о продлении субсидии на следующий год», – заявил статс-секретарь – зам. главы Минтранса РФ Дмитрий Зверев в ходе пленарного заседания Координационного совета по трансъевразийским перевозкам (КСТП) в четверг.

Решение о дотациях правительство РФ приняло в августе: они начали действовать с 4 сентября и предполагают возмещение РЖД из федерального бюджета недополученных доходов за льготные тарифы.

Субсидирование осуществляется на маршрутах между Тихим океаном, Балтийским и Черным морями, а также сухопутными пунктами пропуска на границе с Финляндией, Белоруссией, Польшей и Азербайджаном. Размер компенсации – от 25 тыс. до 77 тыс. руб. за контейнер в зависимости от его типа и направления транзита.

С инициативой поддержки контейнерного транзита на майском совещании у президента РФ Владимира Путина по мерам поддержки транспортной отрасли выступил Сергей Шишкарев, владелец группы «Дело» недавно ставшей мажоритарием «Трансконтейнера» (позднее в капитал холдинга вошел «Росатом»). «Мы оцениваем такую субсидию в порядка $900, или 70 тыс. руб. Эти меры, на наш взгляд, уже в ближайший год позволят увеличить транзит по России на 200-250 тыс. контейнеров», – заявлял бизнесмен.

Однако, если по величине ассигнований это предложение было удовлетворено, то общие объемы государственного финансирования оказались меньшими. «Ожидается, что благодаря льготному тарифу в 2020 г. число перевезенных контейнеров достигнет 7,5 тыс. TEU», – отмечало ранее правительство. На этот момент в четверг в ходе заседания КСТП обратил внимание президент «Трансконтейнера» Александр Исурин.

«400 млн руб., выделенных правительством для субсидирования транзита, недостаточно для продолжения развития этого маршрута», – заявил он. «Я предлагаю выступить с предложением увеличить субсидии как минимум в 10 раз, до 4 млрд руб. на 2021 г., чтобы поддержать дальнейший прирост транзитных потоков из Кореи, Японии, Китая через дальневосточные порты в направлении Европы и обратно», – сказал он, отметив, что это «инициатива сообщества».

По словам Исурина, «общий потенциал дополнительного грузопотока с использованием субсидий в следующем году по всему рынку» оценивается в 100 тыс. TEU (такой объем грузов способна привлечь «индустрия», уточнил он).

Согласно представленной им презентации, общий объем субсидируемого транзита в сентябре составил 784 TEU, в октябре – 1,424 тыс. TEU, в том числе у самого «Трансконтейнера» – 338 и 959 TEU, соответственно (по итогам двух месяцев почти 1,3 тыс. TEU (или 58,7%). «Среднемесячный прирост, включая прогноз на ноябрь, составляет 70%», – заявил топ-менеджер.

При этом он «отдельно отметил работу, которая была под эгидой совета проведена в сентябре по привлечению грузопотока из Японии». По мнению Исурина, есть «высокий потенциал по привлечению груза на транзит» в сообщении с этой азиатской страной.

Представители «Трансконтейнера» ранее уже заявляли о положительном эффекте поддержки транзитных контейнерных перевозок через РФ. «Благодаря субсидиям (...) появляется возможность «раскатать» маршрут, показать преимущества доставки через Транссибирскую магистраль клиентам из Европы и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, сформировав предпосылки для дальнейшего роста транзита в 2021 г. за счет дополнительной грузовой базы, которая ранее шла океанским маршрутом», – заявлял директор по продажам и клиентскому сервису оператора Никита Пушкарев.

Помимо «Трансконтейнера» контейнерными перевозками в РФ занимается транспортный холдинг FESCO (головная компания – ПАО «Дальневосточное морское пароходство», актив Зиявудина Магомедова и его партнеров).