Уважаемые пользователи! Вы находитесь на новом веб-портале ОАО "РЖД"
20.11.2020
Газета "Комсомольская правда"

Транспортный каркас столицы: Большое кольцо метро, наземные диаметры и хордовые магистрали

Комплексное создание новых маршрутов ускоряет развитие столицы.

Москву остановить невозможно, несмотря на все кризисы и пандемии. Столица постоянно в движении, и, как любой современный мегаполис, ее нереально представить без эффективной транспортной системы. Масштабная модернизация транспортного каркаса Москвы началась в 2011 году с приходом мэра Сергея Собянина. Главное, что нужно было городу, – связка всех видов транспортных сетей в единую интегрированную систему. Параллельно с этим пришлось разгрести гору накопившихся за прошлые десятилетия дорожных проблем. Среди них – перегруженность и пробки, недоступность общественного транспорта на окраинах, перепробеги и лишние траты времени.

Совмещение проектов по улучшению разных видов транспорта и городской инфраструктуры позволяет не только решать точечные проблемы, но и в целом отражается на комплексном развитии города. Многие мегаполисы мира, столкнувшись с транспортным коллапсом, применили именно такой подход. Только те из них, которые действовали комплексно, смогли наконец справиться с надоевшими «болячками». Москва выбрала такой же путь.

«В целом у нас есть реальный шанс сделать транспортную систему, особенно общественный транспорт, лучшей в мире. Уверен, что мы такую задачу выполним», – отметил Сергей Собянин.

За прошедшие десять лет Москва совершила настоящий прорыв в развитии транспортной системы.

«На 65% выполнена программа удвоения протяженности московского метро, рассчитанная до 2025 года, – сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев. – Более чем на 1000 километров выросла сеть московских дорог. Стройкомплекс Москвы продолжает активное развитие транспортного каркаса столицы».

Столица думает не только о себе. Ближайшие к ней подмосковные города сегодня уже тесно связаны с мегаполисом. Рабочие руки, потребители, товары кочуют между Москвой и пригородом. Эти потоки, как пассажирские, так и грузовые, с каждым годом растут. Новая стратегия рассчитана на всю Московскую агломерацию. С помощью экспертов разберемся, из чего складывается транспортный каркас столицы.

 

Подземка

Удвоение линий и станций

Любит ли кто метро так, как москвичи? Деловые встречи, свидания, фотосессии, концерты, утренний кофе, чтение, воспитание детей, погоня за счастьем и многое другое случается в столичной подземке. Метро нужно всем. Поэтому строительство новых линий и станций остается сегодня главным транспортным проектом. Мэром Москвы в 2011 году поставлена задача удвоить подземку, чтобы не менее 90% москвичей получили метро в шаговом доступе от дома.

Главным подземным маршрутом стала Большая кольцевая линия (БКЛ) длиной 70 километров. Кому повезло, так это тем, кто живет рядом с будущими станциями БКЛ. Таких счастливчиков порядка 3 миллионов человек из 34 районов Москвы. До ближайшего вестибюля они смогут добраться пешком. Линия станет самой протяженной кольцевой в мире, обогнав сегодняшнего лидера – второе кольцо пекинского метро длиной 57 километров.

Еще один важный пункт в программе метростроя – прокладка новых радиальных линий. Уже сегодня при строительстве Большого кольца закладывается техническая возможность присоединения к нему новых радиусов. В 2020 году открылась Некрасовская линия с 8 станциями. Одновременно проектируются новые Бирюлевская и Рублево-Архангельская линии, строится линия в Коммунарку. При этом продолжается продление действующих линий – Сокольнической, Люблинско-Дмитровской, Калининско-Солнцевской, Арбатско-Покровской.

 

Цифры

  • С 2011 года в столице построено более 116 километров линий и 56 станций метро;
  • В ближайшие три года, с 2021-го по 2023-й, проложат еще 58,1 километров линий, 25 станций и 4 депо.

В Адресной инвестиционной программе на эти нужды выделено 38,5% от всего объема бюджета города.

Сегодня на строительстве подземки занято не менее 50 тысяч специалистов и рабочих, а также 32 тоннелепроходческих комплекса.

 

Мнение эксперта

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.Нет»:

– До девяностых годов в столице развивался исключительно общественный транспорт и под него была заточена вся инфраструктура. Потом получилось наоборот – в три-четыре раза подскочило количество личных машин, а линии наземного транспорта сократились. Сегодня город перешел к комплексной модели сбалансированного развития. Одновременно строятся новые линии метро, дороги, благоустраиваются улицы, создается комфортная городская среда. Такая стратегия абсолютно правильная и, наверное, единственно возможная. Тем более с учетом присоединения новых территорий. Иногда оппоненты говорят, мол, зачем в чистом поле строить дороги и метро? Но вспомните, когда было иначе. Сначала появлялись жилые дома, потом к ним доехать было невозможно. Теперь все продумано стратегически верно. В транспортном развитии Московской агломерации тон задает столица.

 

МЦК и МЦД

По железке через весь город

Целых 50 лет дело не двигалось с мертвой точки. Вроде пора уже запустить пригородные электрички еще и по всей столице, но идея из года в год оставалась на бумаге. До конкретной реализации специалисты продвинулись лишь при Сергее Собянине. Для транспортного каркаса Москвы абсолютным новшеством оказалась интеграция в сеть общественного транспорта железных дорог.

Первой ласточкой стал запуск в 2016 году пассажирского движения по Московскому центральному кольцу (МЦК). Строители обновили пути, отремонтировали старые и поставили новые станции. Всего на МЦК открыта 31 станция. Большинство из них связаны через прямые пересадки с метро.

Следующий проект – Московские центральные диаметры (МЦД). Эти линии соединяют между собой районы столицы и ближайшего Подмосковья. В 2019 году открылись МЦД-1 Одинцово – Лобня длиной 52 километра и МЦД-2 Нахабино – Подольск – 80 километров. Первые диаметры уже ускорили поездки более четырех миллионов жителей Москвы и Московской области. Пассажиры получили современные поезда, тактовое расписание движения, дополнительные пересадки и новые тарифы с экономией до 75% на ежедневных поездках.

До конца 2024 года планируется запуск еще трех маршрутов МЦД – Зеленоград – Раменское, Апрелевка – Железнодорожный и Пушкино – Домодедово.

 

Цифры

  • С момента старта первых линий МЦД на них прокатились уже более 120 миллионов пассажиров;
  • Экономия на поездках для них составила около 1,4 миллиарда рублей за счет новой тарифной системы.
  • Общая длина всех пяти диаметров – 375 километров.
  • На них разместят всего 186 станций.

 

Мнение эксперта

Илья Заливухин, архитектор-градостроитель:

– В городе три важнейшие инфраструктуры – социальная, инженерно-экологическая и транспортная, которая является основным каркасом для развития территорий. Все они должны быть увязаны между собой. В Москве за последние годы выделяется огромная часть бюджета на транспортные проекты. Уже появились продолжения вылетных магистралей за МКАД, создается единая хордовая система, работает МЦК и поехали первые Московские центральные диаметры. Все виды транспорта в столице объединяются как между собой, так и с городской инфраструктурой. От этого зависит полноценное развитие города и повышение уровня жизни в каждом районе, не только в центре, но и на окраинах. Столица не останавливается в формировании транспортного каркаса. В перспективе единая сеть скоростных линий, особенно с учетом маршрутов МЦД, полностью уберет транзитный поток машин с городских улиц.

 

Дороги

Сто километров каждый год

Часами стоять в пробках, нарезать лишние круги ради объезда, задыхаться от вонючих выхлопов машин. Во многих районах столицы об этих ужасах уже начинают забывать. Хотя в городе все больше автомобилей, но и новые дороги тоже растут. Ведь обеспеченность российской столицы дорожной сетью в два-три раза ниже, чем у любого другого мегаполиса мира.

Каждый год в Москве строят не меньше 100 километров дополнительных маршрутов для водителей. На МКАД после реконструкции быстрее поехали устаревшие развязки. Там перезапустили движение по направленным съездам.

В ближайшие три года дорожные стройки тормозить не собираются как в старой, так и в Новой Москве, где проложат крупные магистрали будущего транспортного каркаса.

Главным проектом стали хордовые магистрали с выходами на МКАД. А между собой их свяжут съезды-выезды транспорта в местах пересечения. Хорды растянутся по городу в целом почти на 350 километров. По данным специалистов, хордовая система готова на 72%. Она поможет разгрузить дороги и улучшить экологию в соседних районах. Машины ускорятся, в том числе благодаря новым связкам между разными округами. Это в целом приведет к снижению выбросов примерно на 10% от общегородского значения. По мнению экспертов, движение в виде хордовых магистралей на 20% более эффективно, чем по замкнутой кольцевой.

 

Мнение эксперта

Максим Щепаков, операционный директор МосТрансПроекта:

– В Московской агломерации живет более 20 миллионов человек. Новая Программа развития транспортной системы Москвы рассчитана до 2040 года. Основные ее направления – максимально надежный и комфортный общественный транспорт, доступный для большинства горожан, безопасность на дорогах и снижение числа аварий.

К примеру, частью этого развития является строительство Северо-Восточной, Юго-Восточной, Северо-Западной хорд и Южной рокады, а также дублеров Кутузовского проспекта и ЦКАД. Это позволит снизить нагрузку на транспортную систему города, повысит связность районов, сократит перепробеги для городского, личного и коммерческого транспорта, поможет убрать узкие места и снизить заторы.

Благодаря появлению новых дорог время в пути на автомобиле по всему городу снизится на 10%, от МКАД до центра – на 20%, а в отдельных периферийных районах, например, Вешняки-Дмитровский, сокращение времени составит до 58%.

Кроме того, с 8 до 6 баллов в час пик разгрузится МКАД, Кутузовский проспект – с 7 до 6 баллов, ТТК и Садовое кольцо – с 8 до 7 баллов, Ярославское шоссе – с 8 до 7 баллов. На 5-10% снизится число погибших в ДТП. Еще одно важнейшее направление – здоровье горожан, снижение вредных выбросов от транспорта и повышение популярности пешеходных и велосипедных маршрутов. Также необходимо развитие передовых транспортных технологических решений – цифровизации и персонализации транспортных услуг, шеринговых практик и беспилотных технологий.

 

Цифры

  • Общая длина автотрасс Москвы – 3600 километров;
  • В среднем площадь занятой дорогами городской территории всего 8%.
  • На окраинах – до 2-3% при европейской норме 15-20%.

 

Всего за последние 10 лет в Москве построили:

  • более 1000 километров дорог;
  • почти 300 мостов, тоннелей и эстакад;
  • 15 модернизированных вылетных магистралей;
  • 17 клеверных развязок на МКАД.
  •  

В 2021-2023 годах запустят:

  • 270 километров новых автомагистралей;
  • 89 искусственных сооружений;
  • 56 пешеходных переходов;
  • еще 5 реконструированных развязок на МКАД.

 

На карте Москвы

1) Северо-Западная хорда (83 км дорог, 32 искусственных сооружения, 30 пешеходных переходов) уже связала четыре округа столицы – Западный, Северо-Западный, Северный и Северо-Восточный. Маршрут – от Сколковского до Ярославского шоссе. Дорога разгрузила некоторые центральные улицы, Третье транспортное кольцо (ТТК), МКАД и соседние участки вылетных магистралей.

2) Южная рокада (31,5 км дорог, 8 искусственных сооружений и 11 пешеходных переходов) соединит между собой крупные автотрассы города – МКАД, Кутузовский проспект, Мичуринский проспект, проспект Вернадского, Ленинский проспект и др. Новая трасса станет дублером МКАД и Третьего транспортного кольца (ТТК) и уменьшит перепробег транспорта, а также обеспечит выход на автодороги федерального значения М9 «Балтия» и М5 «Урал».

3) Юго-Восточная хорда (101 км дорог, 59 искусственных сооружений, 13 пешеходных переходов) объединит 22 района – от Нижегородского и Лефортово через Марьино в Бирюлево Западное и Нагатино-Садовники. В них проживает около 2,5 миллионов человек. Дороги между шоссе Энтузиастов и Варшавским шоссе поедут быстрее. Сюда входят такие крупные магистрали, как ТТК, Рязанский и Волгоградский проспекты, новая вылетная магистраль от ТТК до развязки МКАД с Бесединским шоссе, магистраль Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе.

4) Северо-Восточная хорда (75 км дорог, 58 искусственных сооружений, 13 пешеходных переходов) перераспределит все автомобильные потоки на северо-востоке столицы. При этом разгрузит более 70 километров дорог в центре города, на востоке МКАД и Третьего транспортного кольца. Хорда соединит федеральную трассу Москва – Санкт-Петербург и перспективную трассу Москва – Нижний Новгород – Казань.

 

ТПУ:

Пересадки становятся удобнее

Под одной крышей линии метро, МЦД, дороги и остальные маршруты встретятся в транспортно-пересадочных узлах (ТПУ). Все виды транспорта свяжутся здесь в единую систему. Пересадки между ними станут для пассажиров более комфортными и быстрыми.

По оценкам экспертов, сеть транспортных узлов, где удобно перескочить с одного транспорта на другой, пользоваться нужной инфраструктурой и перехватывающими парковками, позволит разгрузить столичные дороги в среднем на 7%. Для такого мегаполиса, как Москва, это немало.

 

Цифра

В 2021-2023 годах в столице построят 33 транспортно-пересадочных узла.

 

Мнение эксперта

Илья Киевский, директор научно-проектного центра (НПЦ) «Развитие города», кандидат технических наук:

– Развитие транспортной системы Москвы комплексно идет по многим направлениям. Это и хорды, и крупные магистрали, и локальные дороги, и транспортно-пересадочные узлы, и метро с МЦД. Главная задача – не допустить расхождения сроков при вводе объектов капитального строительства и транспорта. Москва серьезно вкладывается в эти проекты, прекрасно понимая, что затраты не сиюминутные. Жителям уже стало комфортнее передвигаться по городу. Сегодняшние стройки помогут решить и те транспортные проблемы, которые могут появиться в будущем.

 

Волкова Светлана